|
Вернисаж одной инсталляции «Черное сердце» открыл 13 февраля в галерее «Мост-центр» живописец, выпускник одесской «Грековки» 2003 года Кирилл Бондаренко.
«А где же фотовыставка?» — изумилась я, побродив по галерейным закуткам: судя по рассылке, меня пригласили на таковую. Но вместо экспозиции появился, на фоне розовой цветастой драпировки, веселый парень. Завладев вниманием молодой публики, он сунулся под эту завесу, так что видны остались лишь ноги, и стал стучаться: тук-тук-тук. Завеса отброшена — и народ увидел на стене большой черный коллаж в форме стилизованного сердца, набранный из множества фотокамер.
Объектив, пояснил Кирилл, сегодня заменил нам наши собственные глаза: мы фактически смотрим на мир через объектив — телевизионный ли, смартфона ли, на монитор ли компьютера, — и увиденное берем на веру. Объектив навязывает нам реальность, считает Кирилл. А еще, подумайте, мы уверены, что он «объективный»!.. Тем не менее, корректирует автор инсталляции, объектив — идеален. Он же неодушевленный, ему ничего не надо и он ничего не боится, кроме сырости. Это нам — надо, это мы — боимся.
И вот, значит, наше сердце — мы же привыкли полагать, что чувствуем сердцем, — состоит из всех этих впечатлений и наших эмоциональных реакций на впечатления, предоставленные нам объективом. А наши сердца в сумме дают коллективное сердце Земли. А с Землей, говорит художник, мы в последние пару столетий что сделали? Мы сократили пространство и подхлестнули время. Тем самым исказили то и другое. Такова цена технического прогресса. «Рождается галактика, — говорит Кирилл, — развивается сотни миллиардов лет по нашему земному исчислению, затем приходит время и ей умереть — она съеживается в черную точку, и тут происходит взрыв с мощным световым излучением... словом: во Вселенной всякое окончание — начало нового начала. А мы, люди, в отличие от Вселенной, конечны, ограничены пространством и временем. И данную нам для проживания Землю уже подвели своей деятельностью к стадии черной точки. И нового начала попросту рискуем не увидеть».
«Надо знать вселенские законы и жить по ним, — убежден автор инсталляции. — Планета наша еще молода. Молодость любит игру. И пока что Земле интересно с нами играть. Но игры наши становятся всё опаснее и всё печальнее. Кто даст идею, чтобы они были радужными? Выбирайтесь из Сети и идите гулять к морю. Берите пример с индейцев и чукчей: они тоже пользуются современными технологиями, но сберегли традицию единения с природой».
Итак, молодой художник, честно отдающий себе и нам отчет, что, вообще-то, удивить посетителя выставок сегодня сложно, все же прибег к игровой форме, к эскападе, чтобы донести до нашего сознания некую мысль, заставить нас задуматься и эту мысль развить. Кирилл Бондаренко построил «объект» из объективов. «Объект» — сердце. Или, все же, субъект? Карнавальное два в одном. Объектив — отражает действительность или претворяет ее? Он — «отображающее зеркало» или «увеличительное стекло»? Можно ли ему верить безусловно?..
А чисто техническая сторона инсталляции такова: «Я работал в течение трех лет, чтобы купить редкие фотоаппараты. Я прошел сотни и сотни километров в любую погоду — зима, весна, лето, осень, — по одесской барахолке, Староконному рынку. Большинство фотоаппаратуры было в рабочем состоянии. В общем, использовано было ровно сто камер, — сам не считал, считал мой друг».
Во как! Сердце — стоглазый Аргус... впрочем, число «глаз» может быть ограничено лишь ситуационно: оно зависит от суммы денег в твоем кошельке, «Староконка» же неисчерпаема, как Вселенная. Многоглазый неусыпный страж!.. Персонификация звездного неба. Бди! Выпутывайся из мистификаций бесчисленного множества его объективов и ура — поскорей и дружно спасать планету! Потому что и на Аргуса случилась проруха, если верить Овидию...
Тина Арсеньева. Фото автора