|
Одесса отметила достойным образом 10 февраля — день памяти Александра Сергеевича Пушкина, чье творчество и наш город неразделимы. В Одесском музее-квартире А. С. Пушкина открылась экспресс-выставка «Новые ценные поступления», а также состоялось заседание Пушкинской научной комиссии. Также музейщики пригласили в музыкальную гостиную, где романсы на стихи великого поэта исполнили студенты училища искусств и культуры имени К. Ф. Данькевича и Одесской музыкальной академии имени А. В. Неждановой.
Директор музея Алла Михайловна Нирша признается, что даже сейчас, в отсутствие туристов и курортного сезона, есть посетители, заказываются экскурсии:
— В наше смутное, неспокойное время, в странном мире нестабильности мы остаемся местом, где ничего особенно не меняется... Сегодня исполняется 178 лет с тех пор, как с нами не стало Пушкина. Когда-то этот выстрел попал в каждого из нас. Без Пушкина мы были бы совершенно другим народом. В нашем музейном доме порой происходят мистические, необъяснимые события, здесь писались строки «Евгения Онегина». Если отблески пушкинского гения рассыпаны по городу, как брызги дивные, то здесь все это сконцентрировано. И вот сегодня мы открываем выставку одного экспоната, который мы получили в подарок к памятной дате и окружили ещё несколькими, составившими ему достойную компанию... Со временем проведем реставрацию переплета и коробки этой книги, определим ей подобающее место в постоянной экспозиции.
Известный краевед Сергей Калмыков нашел старинный поэтический сборник без титульного листа на кишиневском рынке. И с удовольствием подарил музею, но и в день памяти Пушкина с пустыми руками не пришел, принес с собой юбилейную «Литературную газету» 1962 года, посвященную великому поэту, она тоже станет музейным экспонатом.
Старший научный сотрудник музея Ольга Константиновна Куценко рассказала, что руководством ей было поручено разобраться: что же за книгу с отсутствующим титульным листом подарили Дому Пушкина? И вот что выяснилось. Дар вдвойне ценен, так как датируется 1823 годом, а это год пребывания поэта в Одессе. Журнал «Новости литературы» выпускался в качестве приложения к газете «Русский инвалид», туда попало только одно стихотворение молодого поэта — «Я пережил свои желанья...». Причем это одна из ранних редакций, отличающаяся от той, которую сейчас воспроизводят в собраниях сочинений.
Первоначально эта «унылая элегия», созданная в лучших традициях романтизма (чувства автора сопрягаются с образом природы, в данном случае это одиноко трепещущий лист), была включена поэтом в поэму «Кавказский пленник», но впоследствии стала отдельным стихотворением, а не монологом героя поэмы. Считается, что в этих строках отражена горечь любовного чувства юного поэта к Екатерине Раевской, отдавшей свою руку другому.
А «в компанию» к подарку Калмыкова музейщики добавили популярное издание Суворина, этот десятитомник, на не самой лучшей бумаге изданный, был предназначен для самых небогатых читателей — каждый томик стоил 15 копеек. Также в витрину поместили уже советское издание, включающее не пропущенные цензурой при жизни поэта фрагменты. Стало быть, есть повод вновь заглянуть в музей Пушкина.
Галина Марьина. Фото Олега Владимирского