|
В Музее истории евреев Одессы «Мигдаль-Шорашим» (Нежинская, 66), в дни празднования Хануки открылась выставка «Тихая Одесса»: 1917 – 1920», посвященная одному из самых сложных периодов в истории нашего города.
На выставке представлены одесские предметы быта, газеты, фотографии, документы, имеющие отношение к периоду 1917—1920 годов. Здесь также экспонаты из фондов музея, из собрания Анатолия Дроздовского, из коллекций Вадима Мороховского и Семена Кантора (банкноты и облигации), распечатки фотографий 1918 года из австрийского архива. Особую атмосферу создают бытовые предметы, впрямую не соотносящиеся с указанной эпохой: коробка папирос «Сальве», стеклянная мухоловка, форма для изготовления зубных протезов, чайный коробок.
— Все началось с февральской революции 1917 года, которая сопровождалась общим настроением оптимизма и даже восторга, — комментирует экспозицию директор музея Михаил Рашковецкий. — А затем началась гражданская война, как обычно — вместе с вторжением различных внешних сил. Власть в городе за это время менялась около 13 раз, точному подсчету мешают периоды многовластия. На выставке мы постарались показать, что, несмотря на военные бедствия, репрессии, недоедание, транспортные, энергетические и продовольственные кризисы, Одесса и в это время оставалась Одессой. Гораздо более серьезные испытания голодом и разрухой одесситам пришлось пережить уже после окончательного установления советской власти с февраля 1920-го. Но это – уже за пределами обозначенной темы.
Передовицы одесских газет того времени несут уже известную нам из истории информацию, но наибольший эмоциональный отклик вызывают объявления, выпукло отражающие эпоху: «Пропал бугай красный с белыми пятнами, доставившему будет выдано вознаграждение 10 руб. Бугаевская 12», «Бедная женщина находившаяся в поезде во время беспорядков дала молодому человеку подержать корзину с галошами и сахаром прошу и умоляю вернуть по адр. Костецкая ул. № 10 квар. 22», «Обокравшую нас прислугу умоляем вернуть хотя бы обручальные кольца, мужские часы с цепью и портфель. Дороги как память. Ланжероновская 19 кв. 16». Организаторам выставки явно хочется, чтобы одесситы сохранили приверженность традициям и наивную сентиментальность, но избежали тяжких испытаний, подобных тем, что довелось пройти в начале прошлого столетия. Пусть так и будет.
София Левкович. Фото Олега Владимирского