|
В «Доме Перуцкого» на Канатной с середины июня идет камерный спектакль «Аз есмь тварь» по пьесе николаевского драматурга Виктора Понизова. Режиссер-дебютант Кристина Масалова поручила ведущую роль хозяину дома, известному меценату, знатоку и ценителю системы Станиславского Александру Перуцкому. Он играет персонажа, обозначенного в пьесе как Некий Хороший.
Роль Некоего Плохого досталась еще одному любителю, Игорю Пензенскому. И третий, безмолвный персонаж, Некто Жертва, доверен профессиональной актрисе Елене Шаврук. Именно Елена обеспечивает чистоту жанра представления: «воплощение ваших грехов», она предстает перед публикой искусным мимом, который перевоплощается во всех, кого обидел при жизни (ибо действие происходит не на этом свете) Некий Плохой...
Драматургический прием не нов: поместить героев в замкнутое пространство, лишить их возможности ускользнуть друг от друга и принудить к откровенному диалогу. Но каждый раз эта уловка срабатывает. Мы так спешим по своим делам ежедневно, что нужно нечто из ряда вон для того, чтобы излить душу и вспомнить все, в чем был в этой жизни виноват. Ну, так по ту сторону бытия никто и не торопится, располагая целой вечностью. Музыкальный фон пугает скрежетом, свечи гаснут, атмосфера сгущается, и каждый зритель невольно вспоминает, в чем был и не был виноват.
«Зачем же вы творите мерзости? — восклицает герой Перуцкого. — Ведь что такое хорошо и что такое плохо, вам, тварям, объясняют еще в детском садике! Я вас, тварей, вижу насквозь!». Однако «тварь» — это и о нем. И ему самому нужен диалог, дабы вытащить наружу скверную историю о голодной собаке, с которой мог бы в детстве поделиться беляшом, тем более, рыбная начинка была противной, но предпочел отправить кушанье в унитаз. А собака в ту же ночь умерла (Елена Шаврук делает эту сцену кульминацией постановки). Что даст ему раскаяние? Не раскрывая всех сюжетных перипетий, посоветуем театралам ознакомиться с интересной работой любительского коллектива и убедиться, что сделана она вполне «по Станиславскому», от внутреннего – к внешнему…
София Левкович. Фото Олега Владимирского