|
Выставка под таким названием открылась в галерее Литературного музея (Ланжероновская, 2). Ее автор — театральный художник Наталья Рябова. В экспозиции собраны пейзажи и натюрморты, выполненные в акварели, эскизы декораций и костюмов (художница сотрудничала с одесским Театром поэзии и драмы, еврейским театром «Гэвел гаволим», другими театральными коллективами).
Акварельная техника. столь любимая художницей, связана со стремлением быстро запечатлеть что-то уходящее, ощутить ценность проходящего момента. В театре ведь то же самое, говорит Наталья, спектакль рождается и умирает, живя дальше только в воспоминаниях зрителей, видеозапись мало что может сохранить.
— В трехлетнем возрасте мама повела меня впервые в театр, это был отнюдь не кукольный, а оперный театр, — вспоминает Наталья. — И почему-то вместо «Щелкунчика» дали «Бориса Годунова»! До сих пор помню «картинку», декорации... После спектакля я заявила маме, что буду работать в театре. Потом уже увидела «Лебединое озеро» и другой сказочный репертуар, более подходящий для детей, но именно «Борис Годунов» подарил тогда ощущение совершенно другой реальности, особого, манящего мира...
Жизнь цветка быстротечна так же, как и театральные впечатления. На выставке много изображений ирисов, цветов, которые художница особенно любит, ведь в японской культуре ирис — символ изысканных переживаний и утонченной чувственности. Побывав в Японии, познакомившись с эстетикой театра Кабуки (также ей близка эстетика постановок режиссеров Някрошюса, Туминаса, Мацкявичуса), Наталья Рябова влюбилась во все, что связано со Страной восходящего солнца. Даже самоучителем японского языка обзавелась — если подвернется случай провести в Японии подольше, быстро войдет в курс дела.
Вот акварель «Диалог» — бордовый ирис словно о чем-то шепчется с сиреневым... «Притяжение» — еще немного, и два цветка соприкоснутся лепестками, целуясь... «Последний в этом году» ирис горделиво красуется, будто зная, что не увянет навсегда, ведь его красоту сохранит акварельный рисунок. Триптих «Японские настроения» объединил мотивы старинного портрета японской красавицы в стиле укиё-э, ириса и персика, с которым японцы связывали символику благополучия, долголетия, полноценной в материальном отношении жизни. Такая акварель в домашнем интерьере не только усладит глаз и придаст изюминку комнате, но и принесет счастье — японцы в этом понимают!.. Вот цветущая форзиция, нарциссы, нефритовый зайчик на счастье (художница любит натуральные камни, особенно нефрит и изумруд, в которых заключена огромная энергия земли). Тонкая карандашная прорисовка контуров, прозрачные мазки акварели «по-мокрому» — изящество, мастерство, тонкий лиризм, нежные краски... Не случайно во время пребывания в Японии Наталью там принимали за японку, она и внешне похожа на тех красавиц, запечатленных на древних гравюрах (греческие, турецкие и еврейские корни придали восточный колорит внешности художницы), и внутренне, ведь умеет любоваться отдельным цветком, очень избирательна по части деталей.
В театральных работах Наталья Рябова деталям тоже уделяет повышенное внимание — на сцене мелочей не бывает! На выставке встретились эскизы декораций и костюмов как к уже осуществленным постановкам, так и к тем, которые остались только в планах («Дядя Ваня» по Чехову в Театре поэзии и драмы). Есть и новое, очень интересное предложение поработать над спектаклем, название которого художница пока хранит в секрете.
Есть на выставке в Литмузее несколько изящных зарисовок акварелью и цветными карандашами из серии «Мой Монмартр».
— В прошлом году была в гостях у подруги в Германии, вместе мы поехали в Париж, — рассказывает художница. — Несмотря на то, что это уже четвертая была для меня парижская поездка, она оказалась особенной: удалось свободно погулять по Монмартру, посмотреть и запечатлеть самые поэтичные его уголки. К слову, Одесса поразительно похожа на Париж, даже атмосфера почти такая же! И будучи гораздо более молодым городом. так стремительно разрушается, не бережется... Для меня это больная тема. Возможно, следующая серия работ будет связана именно с одесскими сюжетами.
Стало быть, появится и новая выставка незаурядного автора. ждем...
Мария Гудыма