|
Работу управления охраны объектов культурного наследия облгосадминистрации в последнее время достаточно много критиковали, но не всегда эта критика было обоснованной, заявил на встрече с журналистами исполняющий обязанности начальника этого подразделения Федор Стоянов. Вместе с тем, он согласен, что деятельность управления требует улучшения, усовершенствования, а для сохранения объектов культурного наследия следует применять новые подходы. И это задача нового руководителя управления.
Кто станет новым его руководителем, во многом зависит от общественности. Кандидатура нового начальника будет согласовываться с инициативной группой представителей общественности. Информацию о том, что после отставки экс-начальника управления Натальи Штербуль якобы исчезли многие документы архива, Федор Стоянов опроверг. Чиновник заявил, что готов провести экскурсию для журналистов, чтобы те убедились, что все на месте.
В условиях скудного финансирования, подчеркнул Ф. Стоянов, невозможно проводить полномасштабную работу по восстановлению объектов культурного наследия. На эти цели в нынешнем году из областного бюджета выделено всего 2 миллиона гривен. На проведение работ по сохранению одной Белгород-Днестровской крепости, в первую очередь, для поддержания северо-восточной ее стены, необходимо 19 миллионов гривен. Коммунальное предприятие «Фортеця», которое там создано, не располагает такими средствами. А вот две башни Одесского карантина в этом году удалось восстановить, благодаря помощи городской власти.
Рассказал Федор Стоянов о сотрудничестве управления с районными госадминистрациями, в частности, с отделами культуры, которые отвечают за вопросы охраны объектов культурного наследия. Хорошие контакты сложились с Килийской райгосадминистрацией, где этим вопросам уделяют должное внимание. Подумывают тут о развитии туристической инфраструктуры, совсем недавно обнаружены археологические находки, относящиеся к османскому периоду. Сохранилась и Николаевская церковь также османского периода, таких всего две на Одесщине.
А вот для богатого на исторические памятники Измаила, к сожалению, их сохранение не стало приоритетным, констатировал Федор Стоянов. И это при том, что для Измаила утверждены границы и режим использования исторических ареалов по сохранению объектов культурно-исторического наследия. Такой статус еще имеет только Одесса.
В ходе пресс-конференции Федор Стоянов попытался объяснить ситуацию с памятниками Ленину. В 60—70-е годы прошлого века они устанавливались чуть ли не в каждом населенном пункте, и все были взяты под охрану государства. В Украине, когда был принят Закон «Об охране культурного наследия», появилось положение о том, что памятники, принятые под охрану государства в советское время, необходимо занести в государственный реестр недвижимости памятников Украины. Но при этом они должны отвечать определенным критериям. В 2008 году по Одесской области 260 памятников Ленину были признаны такими, что не подлежат внесению в государственный реестр, поскольку они являются тиражированными копиями и не имеют историко-культурной ценности. Только шесть памятников вождю пролетариата подлежат внесению в государственный реестр. Это оригинальные памятники Ленину в Ильичевске, на территории судоремонтного завода № 1, в Тарутинском и Ивановском районах. Их перенос возможен только с разрешения Министерства культуры Украины. Другие памятники Ленину могут быть перенесены по решению местных властей.
Федор Стоянов в ходе пресс-конференции поднял и такой интересный вопрос, как сохранение подводного археологического наследия. Это новое направление, и Одесщина в нем делает первые шаги. По словам чиновника, проводить обследование водных объектов можно с разрешения Министерства культуры. Такие разрешения имеют две организации, работающие в акватории острова Змеиный. Несколько лет назад там был найден уникальный объект — античное деревянное судно, затонувшее с грузом амфор, большинство из которых оказались неповрежденными. Этот объект имеет общеукраинское значение. Есть еще семь объектов возле острова Змеиный, которые достойны занесения в государственный реестр. Их исследование еще предстоит, а пока заключен договор с пограничниками об охране этих объектов.
Татьяна Жакова