|
Точнее — в Затоку! Именно туда переместился знаменитый Koktebel Jazz Festival. Итак, в полку одесских фестов прибыло. Пляжный фестивальный марафон начался 11 сентября и продлится по 14-е включительно.
Накануне открытия празднества оргкомитет Коктебельского джаз-феста дал пресс-конференцию в Музее коньячного дела Шустова.
«Наш фестиваль, — подчеркнула его президент Лилия Млинарич, — остается официально зарегистрированной украинской торговой маркой и не теряет своих лидерских позиций. Мы выбрали Затоку за ее поистине калифорнийский пейзаж (и это верное наблюдение: в начале 90-х украинский кинорежиссер Михаил Ильенко снимал дикую «Калифорнию» для своего фильма «Фучжоу» именно на этом отрезке побережья, — В. Л.). Как это случилось? В январе оргкомитет уже получил все согласования для проведения очередного фестиваля; 27 февраля в Симферополе я, честно говоря, мало что понимала в происходящем, а 1 марта в Крыму все решилось. Мы всегда ценили поддержку властей АР Крым. Но теперь объявили, что фестиваль все-таки украинский, что его организаторы — граждане Украины, что есть украинский закон об оккупированных территориях, что наша публика в основном украинская, что пользоваться деньгами из российского бюджета мы не хотели бы...
Так вышло, что в нынешнем году нас не поддержали коммерческие партнеры. Но спасибо публике за ее верность.
А в Коктебеле состоится теперь другой джазовый фестиваль, не под нашей маркой. Наша — защищена на международном уровне».
Koktebel Jazz Festival нашел всемерную поддержку у мэра поселка Затока Василия Звягинцева. «Затока — это 17 км золотого пляжа без единой галечки, — сказал он, — это уникальное смешение степного и морского климатов, и как бывший медик заверяю: кто у нас летом отдохнет, тот потом весь год не заболеет. Хочу надеяться, что мы, с нашими 200 базами отдыха, на любой запрос, сумеем выйти на уровень мирового курорта. И фестиваль тут нам в подмогу, это прекрасная реклама. Постараемся провести все мероприятия на высшем уровне».
«Да уж, точка невозврата пройдена, — итожит куратор фестивальных программ, джазмен Алексей Коган. — В Коктебеле все шло по накатанной колее, теперь вот все сначала. Не можешь изменить ситуацию — измени свое отношение к ней, говорят мудрецы Востока. И не строй иллюзий. Может, в этот раз не случится такой атмосферы, как в Коктебеле... но атмосферу, в конце концов, создают фестивалю музыканты! Место надо обжить. А устраивать фестиваль на оккупированной территории — нонсенс. Верю, что со временем люди устремятся в Затоку на фестиваль, как стремились в Крым. В этом году оргкомитет совершил подвиг. И сохранил марку».
Кстати, знаете ли вы, просветил нас Алексей Коган, что в 2003 году, когда возник Koktebel Jazz Festival, в Коктебеле была всего одна гостиница, а теперь их 224? Совпадение ли это или закономерность?
Можно, говорит куратор коктебельских джазовых программ, сослаться на опыт фестиваля в Монтре, в Швейцарии, который начался в 1967 году как чисто джазовый, потом расширил музыкальную палитру, включив рок, соул и другие современные направления, и ныне так раскручен, что, скажем, обычная футболка стоит пять евро, а с джазовым логотипом — все тридцать пять, и улетают эти футболки, словно горячие пирожки, потому как бренд: вот у кого надо учиться деньги зарабатывать. Коктебельский фестиваль свои первые пять лет был для публики бесплатным — спонсоры помогали, но такое не может длиться бесконечно. Конечно, бесплатные концерты — лучшие концерты в глазах публики, но плохи — в глазах профессионалов...
ПАЛИТРА Koktebel Jazz Festival тоже просторна: и джаз, и джаз-рок, и просто рок, и всяческий молодежный эксперимент, для которого отведена особая Открытая сцена — Open Stage. Вот она для публики — бесплатная. В Затоке она работает с 11.30 до 16.00 на пляже.
Среди участников фестиваля — украинская популярная группа «ДахаБраха», певица Джамала: они как раз и стартовали в свое время на коктебельской Open Stage. Из 200 поступивших заявок отобрано было в этот раз 16 коллективов.
...Первый день фестиваля был посвящен Одессе: с программой памяти джазовой леди Татьяны Боевой выступил пианист Юрий Кузнецов. Суббота — день украинских программ. В воскресенье будут зажигать Бессарабия и Балканы: в частности, Zdob Si Zdub, отмечающий 20-летие, и Boban & Marco Markovic Orchestra.
Один из участников фестиваля и пресс-конференции — афроамериканец Карл Фриерсон, лидер немецкой группы De Phazz, вокалист, автор музыки и текстов; критики отмечают его «тонкое чувство стиля, вкус к изящным, но неброским мелодиям и грациозным аранжировкам». На встречу с журналистами джазмен прихватил с собой сына Джаспера — смуглого младенца, рожденного, как мы поняли, в Украине.
С Коктебельским джаз-фестом музыкант дружит шесть лет. «Очень тяжело переживаю ситуацию в Украине и хочу помочь людям — музыкой и любовью», — сказал Фриерсон. В этот раз он выступит со своей любимой группой «ДахаБраха».
«Мы никогда не позиционировали свой фестиваль как чисто джазовый, — разъяснил Алексей Коган. — Наша музыка — дополнение к морю, звездам и меню! Хотя джазовых музыкантов к нам приезжало немало. Но публике на пляже и на набережной не так уж важна чистота жанра. Музыка вообще бывает хорошая и плохая, вот и все. Танго — не джаз, но нравится джазовым музыкантам и являет собой пласт музыкальной культуры. Наши участники в Затоке — музыканты из Франции, Италии, Швеции, Британии, Чехии, Сербии... я вот уверен, что Маркович всех раскатает в песок!».
...В рамки фестиваля включен второй фест современного искусства «АRTISHOK». Демонстрируется выставка плаката «Голос Мира» и проводится благотворительная акция «Хлопцям багато футболок не буває».
«Мы помогаем очень конкретным ребятам, — говорит Лилия Млинарич. — Мы открыли сайт «Украинские герои». Это волонтерская программа. Сувениры, арт-объекты, предназначенные для всего пляжа: кто купит сувенир, поможет украинским воинам. Публику мы вовлекаем в творчество: можно тут же, на месте, самостоятельно расписать футболку. Алексей Коган будет читать импровизированные лекции о музыке».
Главный дизайнер фестивального проекта — Иван Семесюк, придумавший забавных зверушек для логотипов.
Весь Koktebel Jazz Festival-2014 является социальным проектом. С оргкомитета не берут денег за аренду — его обязанность только обеспечить уборку мусора после мероприятий и обустроить биотуалеты; базы отдыха селят участников фестиваля бесплатно, продлив время своей работы. По просьбе фестиваля даже «Укрзалізниця» продлила летнее расписание электричек.
Вечерние концерты на пляжной сцене начинаются в 19.00 и длятся от 60 до 90 минут. Фестивальные публичные акции — с десяти утра и... до упора!
Валентина Левчук. Фото с сайта