|
Театр-студия «Двадцать один» показал в помещении Театра на Чайной новую постановку по Сэмюэлю Беккету. В этом камерном, уже «намоленном» одесскими театралами помещении молодой режиссер Алексей Жила Базель вместе со своими студийцами представил учебный спектакль по сложнейшему драматургическому произведению ХХ века. Принято считать, что абсурдистская драматургия требует величайшего актерского мастерства — это правда, но даже в исполнении начинающих артистов этот текст алогично разбирает зрителя на атомы, а затем собирает вновь...
— Это пьеса, автор которой отказался давать какие-то ни было комментарии о своем произведении, — говорит Алексей. — В нашей интерпретации действие состоит из аллегорий, метафор — абстракций на тему человеческих отношений, стремлений, желаний и потребностей. Если мы отвлечемся от них и посмотрим на себя со стороны — не обнаружим ли, что все это время мы чего-то ждали? Что-то или кто-то другой казался нам все время гораздо важнее и значимее, чем мы сами, чем то, что мы делаем, а точнее, должны были бы сделать? В ожидании... Иногда в нем проходит вся жизнь.
Не абсурдна ли вся наша жизнь, если человек смертен, причём порой внезапно смертен? Хроника недоношенного решения и сомнение в правильности бытия — вот что такое эта удивительная пьеса, и каким же жутким реализмом отдают эти вроде бы абсурдные реплики героев: «У нас больше нет прав? — Я бы рассмеялся, если бы мог».
В авторском тексте нет исполнителей-женщин, но в любой студии девочек — подавляющее большинство, и реплики героев изобретательно раздроблены-поделены между студийцами и студийками. В спектакле играют Ольга Петракова, Александр Тырбу, Сергей Гончаров, Людмила Лейва Гарсия, Анна Виговская, Ольга Бойко, Дмитрий Семенюк.
Каждый из них мог бы от первого лица произнести реплику: «Правда в том, что, взвешивая, сложа руки, все за и против, мы отдаем дань нашему социальному положению. Тигр бросается на выручку своих сородичей, не раздумывая ни секунды. Или спасается бегством в густом кустарнике. Но суть не в этом. Что мы здесь делаем, вот о чем мы должны себя спросить. Нам повезло, что мы знаем. Да, во всём этом ужасном хаосе ясно одно: мы ждем, когда придет Годо».
Меж тем Годо не приходит, персонажи оправдывают свое бездействие и неспособность на худой конец покинуть место, где все они встретились ради недостижимой цели. А со скуки начинают обижать друг друга, отнимают сумочку у слабой, упавшей девушки, произносят трескучие монологи ни о чем, так, набор более или менее звонких фраз... И когда еще один день их грешной, бесполезной жизни подходит к концу, хочется верить: у них есть еще возможность начать с чистого листа, без абсурдной жестокости друг к другу и к самим себе.
Мария Гудыма