|
Так называемых стрит-райтеров, они же граффитисты, общество воспринимает неоднозначно. И однозначно негативно, когда они покрывают своими письменами старинные здания в центре города. Но не все граффитисты так поступают, а наоборот — пустыри и неудобья преображают, давая волю своему вдохновению. В рамках программы по изучению стрит-арта Музей современного искусства Одессы (Белинского, 5) открыл выставку «Декор отчуждения», на которой экспонируется документация одесского граффити последних лет. Выставка продолжит свою работу до 20 апреля.
На выставке представлены фото граффити, выполненных стрит-райтерами Apl315, Rshr37 , Asko, Bios, Angel, EUGOR, Maya, Taxist, Base02 Колба SM и другими мастерами уличного искусства, среди которых принято выступать под особыми никами, играющими зачастую роль основы для очередной работы-автографа. И тут же в другом помещении МСИО, в пространстве творческих инициатив «Артерия» представлен эффектный черно-белый проект «Sweden-Ukraine connection _ Finsta & R37», в котором принимают участие два ярких представителя мира граффити из Стокгольма — Финста (Finsta) и Одессы — Rshr37 (R37). Здесь не только маленькие фото, но и распечатанные в большом формате образцы работ.
— Правила жизни граффитистов — таинственность, — комментирует директор МСИО Семен Кантор. — Они последовательны в своих поступках и имеют право на самовыражение. А в современном мире в первую очередь ценится самовыражение человека, его мировосприятия, идей средствами визуального искусства. С моей точки зрения, граффити сигнализирует о неком отчуждении, являясь реакцией на происходящее вокруг. Своя позиция, свой знак.
Музею было далеко не просто наладить диалог с «генералами отчужденных пространств», но результат оказался интересным.
— Здесь есть несколько моих фото, — рассказал Андрей Малышев. — Это в основном работы моего друга Rshr37, надо сказать, он очень любит путешествовать и работал уже более чем в тридцати странах. На этой выставке можно увидеть его работы, сделанные в Фонтанке, Лузановке, Венесуэле и Анголе. Причем в Анголе это было совместно сделанное с местным населением граффити, рисовали виртуальный дом на руинах. Мой друг и другие представленные здесь ребята знают толк и никогда не нарисуют что-либо на памятниках архитектуры, только на безликих заборах, отдельных камнях, стенах заброшенных домов.
До сих пор в Одессе не было попыток систематизировать и изучать уличное искусство, так что МСИО стал первопроходцем. Пора положить конец взаимному отчуждению и протянуть руку дружбы уличным художникам, ввести их в творческую среду города. Будем ждать новых экспозиций граффитистов!