|
В лютеранском соборе Св. Павла (Кирхе) 12 марта состоялся концерт «Открой нам, Господи!» с участием лауреата международных конкурсов дуэта «Виолончелиссимо» (Ольга Веселина, Вадим Ларчиков). Программу составили произведения классической и авангардной музыки для виолончели.
«НАША публика еще с советских времен воспитана преимущественно на классике — Вивальди, Телеман, Бах, Гендель, Гайдн... и все! Из ХХ века почти не знаем ничего, разве что Шостаковича, Прокофьева, немножко Стравинского и еще несколько имен. Сегодня будет исполнена не просто музыка атональная, но сонористическая — по определению киевского композитора Людмилы Юриной (без определенной высоты и эффекта тона, — В. К.). Мы предлагаем слушателям ее пьесу «Отдаление». Это музыка «двух красок», где нет темпоритма, никакой мелодической линии», — прокомментировал Вадим Ларчиков.
В программу были включены также произведения для виолы да гамба, инструмента редкого, полузабытого, как, впрочем, и многие произведения для этой предтечи виолончели. «Это инструмент со своеобразным тембром, другой техникой игры, — объяснил музыкант. — Найти сегодня в Украине старинную виолу да гамба просто нереально. Мой инструмент изготовлен в Москве. Сегодня в Украине профессионально им владеют четыре музыканта, а играют трое, потому что четвертому далеко за семьдесят». Свою виолу артист ласково называет «наш ангел»: ее венчает резная головка ангела.
Вадим имеет два базовых образования — игры на виолончели и композиторское. Кстати, среди его педагогов выдающийся наш современник, композитор Евгений Станкович. Осваивал Ларчиков виолу самостоятельно, поскольку игре на этом инструменте, как он сам отметил, ни в Украине, ни в России, к сожалению, не учат, только в Западной Европе.
Дуэт создан в 1995 году в Одессе. Каждый из музыкантов не только прекрасный исполнитель с европейским именем, имеет серьезные наработки в области теории музыки, но также является организатором международных фестивалей, входит в жюри международных конкурсов. Вадим Ларчиков как композитор является автором сочинений для виолончели и виолы да гамба, одно из которых было исполнено в тот вечер — «Тихая музыка памяти Альфреда Шнитке». Оно создано в год смерти выдающегося композитора (1998) и отличается сложной полифонией и авангардными приемами.
ИСПОЛНЕНИЕ концертных номеров чередовалось с комментариями Вадима Ларчикова. Было найдено оптимальное пропорциональное соотношение между исполнением и конферансом, так что концерт не утомлял излишней информативностью и стимулировал желание дальнейшего углубления в тему.
Оба музыканта в свое время работали во многих библиотеках и архивах мира, в частности США. Ими выявлено более 800 партитур для виолончели, написанных композиторами прошлого, и около 700 — современных авторов. Кроме Вивальди, имена остальных композиторов XVII — XVIII вв. не то что широкой публике, но и специалистам почти не известны. Программа вечера была построена на чередовании классических вещей и произведений современных авторов. Интересно, что это не усложняло ее восприятие и наш слуховой аппарат легко перестраивался на разные гармонии.
Открылась концертная программа сонатой соль мажор (оп. 14) Ж. Бодена де Буаморотье — придворного композитора французского короля Людовика XV. Ее сменили два средневековых армянских гимна XII — XIII вв. в обработке современного армянского композитора Вече Шарафяна — «Открой нам, Господи» Мхитара Ариванеци и «Аминь, Святый Отче» одного из самых почитаемых армянских святых — Нерсеса Шнорали. Гимны в исполнении «Виолончелиссимо» произвели неизгладимое впечатление: в них тяжелые раздумья и смятение души, мольба и страстное взывание к Господу. Прекрасная аранжировка, богатая палитра звукоизвлечения осовременили эти произведения. Порою забывалось, что звучат одни виолончели.
Подобной эвристичностью означены и произведения нашей современницы Виктории Полевой «Голос» (Псалом св. Силуана), а также в ее обработке волынская веснянка «Ой, ти, жайворонку», с участием детского дуэта — Лизы Веселиной-Ларчиковой и Маши Терещенко. Присутствующих очаровала не только мягкость вокала, но и сценическая непосредственность девочек. Народная песня в интерпретации киевского композитора возвышена до уровня духовного песнопения.
Использование вокальных вставок, речитатива превращало в своеобразную пьесу и другие номера программы, в частности, вышеупомянутые гимн «Аминь, Святой Отче» и «Отдаление» Людмилы Юриной. В последнем случае слышен торжественный «голос с небес», знаменующий наступление новой,
постапокалиптической реальности. Поразительно передано ощущение пустоты, вневременья, бессмыслия. Душа, заглянувшая в небытие (или в предвестие нового бытия?) испытывает дискомфорт. Эта вещь вызывает в памяти известную композицию Э. Вареза «Пустыни» (1954).
Среди классических произведений этого концертного репертуара также образцы малых форм представителя «венецианского авангардного барокко»
А. Вивальди, «музицирующего аристократа» графа
Ф. Карла Эрбаха и презентанта раннего английского барочного стиля Д. Хингстона. Его «Фантазия в тоне ре (№83)» — яркий образец музыки того периода, когда понятие тональности (минор и мажор) только формировалось, как, впрочем, и сюитная форма произведения.
Исполнение ранней барочной музыки, наряду с ценностью эстетической, ценно своей познавательностью. Часто в одном произведении поразительным образом аккумулирован опыт различных европейских школ того времени: английской, итальянской, немецкой, с ее полифоничностью, а также французской, придающей большое значение деталям. В каждом новом случае мы становимся свидетелями несхожей интерпретации. Как заметил Вадим Ларчиков, в музыке барокко партитура — это всего лишь «скелет», позволяющий импровизировать.
После концерта благодарность исполнителям и слушателям выразила руководитель Немецкого культурного центра, профессор Наталья Кен — вдохновительница и организатор «Вечеров камерной музыки в Кирхе».
Владимир Кудлач