|
Веселый спектакль по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка» поставил в Театре кукол режиссер Михаил Яремчук. Премьера состоялась 9 февраля.
В кукольном театре от кого, прежде всего, зависит, чтобы зрелище получилось веселым? Да от художника — автора кукол. И тут у нас постаралась Татьяна Торбенко. Марионетки получились очень забавные. А художник Светлана Прокофьева создала декорацию — ввела действие в некое подобие старой-престарой музыкальной шкатулки. Там и вправду стоит радиола и звучит музыка — уличные французские кадрили и популярный шансон (не путать с «русским»!), вплоть до ностальгического шлягера С.Адамо «Падает снег»...
А прогулка Красной Шапочки по лесу — это бег на месте вприпрыжку по краю вращающегося зеленого зонтика, на который кукловоды подбрасывают цветы. Вроде как бежит девочка по земному шару. И, такая воспитанная, со всеми подряд здоровается, согласно маминому наставлению. С Вороной, которая носится с кусочком сыру. С цветочками. С Охотником. С Волком. Такая исполнительная, что аж бестолковая.
Артисты-кукловоды не прячутся, а работают открыто. Делают это так ловко и весело, что их не замечаешь, внимание приковано к марионеткам. Но иногда артисты выходят на авансцену и исполняют танец, который иллюстрирует событие или намекает на его тайную суть.
А суть в том, что хитрый ерник Волк не прочь затеять галантный флирт и с доверчивой бестолочью Красной Шапочкой, и с умудренной кокеткой Бабушкой. С последней — даже выпить шампанского под изысканный танец. Такой уж он обаяшка. С виду совсем не страшный и даже забавный. И даже может прикинуться верным псом. В общем, хорошо знает, где лизнуть, где гавкнуть.
Хорошо, что выслеживающий его Охотник далеко по Земному шару не оторвался. И сказка окончилась счастливо: Волк убит, девочка с бабушкой извлечены из его живота. Это мы знаем. Гораздо меньше народу знает про то, что в оригинальной сказке Шарля Перро такой счастливой развязки нет: Волк сожрал и Бабушку, и бестолковую Красную Шапочку, и не поперхнулся. Просто немного позже братья Гримм исправили положение, призвав спасителей-охотников.
Но вот уж чего мы не знали, потому что никто ничего такого до нашего детского сведения не доводил, так это — что сказка Перро, написанная в 1679 году, снабжена финальной моралью. И актеры Одесского кукольного театра лукаво читают ее в стихах. Мол, бойтесь, доверчивые простодушные девицы, галантных кавалеров, провожающих вас в темных переулках, ибо суть те кавалеры волки позорные.
В прозе изложено это у автора так: «Детям, а особенно привлекательным, хорошо воспитанным молодым дамам, никогда не следует разговаривать с незнакомыми мужчинами, потому что, если они делают это, они вполне могут обеспечить обед для волка. Я говорю: «Волк», — но есть различные виды волков. Есть среди них очаровательные, спокойные, вежливые, скромные, самодовольные и сладкие, кто преследует молодых женщин на дому и на улице. И, к сожалению, именно эти нежные волки являются наиболее опасными из всех». Во как! «Действительно: только поговорила, ничего такого не сделала, и оказалась в постели с волком!» — изумляется теперь такому реприманду неожиданному электронная энциклопедия...
Этому дивится и зритель, и это тоже и смешно, и сюрпризно. С единственным замечанием: ведь в зрительном зале — пятилетние дети, к чему бы им такая мораль? Адресность постановки чрезвычайно важна в детском театре. Поэтому не лишне актерам, выйдя в финале для чтения Морали, оговорить: а это мы адресуем вам, дорогие родители, — воспитывайте ваших детей. Малыши, конечно, на протяжении спектакля не улавливают фривольного нюанса, для них это просто история Красной Шапочки. Но уж коль спектакль обращен к «мальчишкам и девчонкам, а также их родителям», то, согласитесь, и вежливость требует оговаривать адресата в каждом случае. Ведь Красная Шапочка была вежливая девочка во что бы то ни стало, аж запыхалась...
Уточним сей нюанс — и будет совсем веселый и озорной спектакль, очень симпатичный. Сыграли в нем преотлично: Красная Шапочка — Катя Малахова, Волк — Валерий Стрелец, Бабушка — Нина Лукьянченко, Охотник — Иван Цуркан.
Валентина Левчук. Фото Олега Владимирского