|
Так названа большая международная выставка, открывшаяся 31 января в Одесском музее западного и восточного искусства.
Около сорока авторов из Одессы, Киева, Харькова, Симферополя, Житомира, а также из Государства Израиль и Германии выразили в красках, линиях, объемной пластике свои представления о греческой античности, свою трактовку мифов и поэм Древней Греции, а также то несомненное обстоятельство, что наш город, наше Причерноморье — культурные наследники Эллады.
Работы, приносимые и присылаемые на выставку, придирчиво отбирал искусствовед ОМЗВИ Сергей Ильин: с условием, чтобы не были эти работы «фондовскими». Если помните, был в СССР Художественный фонд с мастерскими, в которые трудоустраивали выпускников профильных вузов, и этому фонду заказывали всякий официоз к праздникам и памятным датам. Так вот, «Диалог с Элладой» должен был стать праздником, но не «датским»: ничего репрезентативного, а только самое искреннее, прочувствованное, от души.
Вот уж это точно — о Григории Палатникове, одесском мастере графики. Эллада — родина его души, он сам об этом, помню, однажды рассказывал: как попал на Акрополь, так понял, почувствовал — здесь его дом! Многие в Одессе знают его мощный графический цикл иллюстраций тушью и гуашью к «Илиаде»: эти гротескные, динамичные, темпераментно исполненные листы представлены на выставке в ОМЗВИ.
Популярная у живописцев тема — «Похищение Европы». Так, одессит Олег Стайков мелочиться на этот скромный окраинный полуостров не стал, а нагрузил Быка-Зевса неолитическими Афродитами всех расцветок, назвав свою композицию «Большое похищение» и разъяснив так: «Похищение Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии, Антарктиды». Быку для такого предприятия пришлось, правда, впрячься, и шкура у него дубленая, тисненная лабиринтными узорами. Тут уже намек на совсем другого, незаконнорожденного, быка, и поди разберись, кто кого потом съест и кто кого победит. Запутанная наука — история. А в свете того, что Зевс все же бог, то, значит, бог взвалил на себя такое, что и сам еле вывозит...
Откровенно эротичен сюжет Европы у Сергея Папроцкого, но изысканная чувственность сдобрена здесь иронией. Продуктивные божественные достоинства Быка вырисованы тщательно, а Европа только делает пафосные жесты испуга, на самом же деле видно, что «девочка созрела» и что ждет прынца, и что ей не терпится попасть на остров Крит, дабы там возлечь, согласно мифу, под платаном. Бык, как известно, превратится в юного красавца...
У Александра Токарева в его малой декоративной скульптуре на эту же тему юная авантюристка Европа сама толком не знает, куда и зачем едет на Быке, но кольцо в нос она ему уже продела: приспособила божество под свои нужды. У Серафима Чаркина вся из себя гламурненькая Европа, губки бантиком, ластится к Быку и ищет сплошных удовольствий, но ведь и сама неотразима.
ПРОНИЦАТЕЛЬНЫЕ люди, выросшие в Одессе и неплохо знающие здешние нравы, говорили мне: Одесса считает себя Европой, но, извини, классическая Европа — это германские страны, это север. А Одесса — порождение и продолжение средиземноморской цивилизации: италийской, греческой, еврейской и, да-да, североафриканской. «Это что-то особенного». И это особенное сказывается на выставке «Диалог с Элладой». Не все картины, представленные здесь, прямиком посвящены Древней Греции. Есть и очень одесские!
Взгляните на замечательно красивый по колориту и пластике цикл ню — обнаженной натуры — Игоря Зяблова. Ну и что с того, что художнику было угодно назвать свою героиню — «Даная»? Да это юная красавица-одесситка, сама мисс Вселенная, томно возлежит на Ланжероне, подставив смуглое тело золотому дождю! А эти вот нагие утонченные Музы, присевшие и прилегшие на коврики, на фоне блистающего моря, — поневоле вспомнишь, что «женщины Одессы все скромны, все поэтессы, все умны, а в крайнем случае, красивы». Разумеется, эти поэтические образы навеяны живописцу не столько эллинским мифом, сколько одесским пляжем. Вы скажете, что наша суровая реальность проявляет себя далеко не столь изысканно, даже когда речь идет о красивых девушках? Ну, так художник напоминает нам, а заодно и тем девушкам, какими они могли бы быть в действительности. Потому что, как ни крути, а «красота — загадка».
Точно так же пляжная идиллия, истинно одесская гедонистическая радость бытия, краски нашего морского побережья вдохновили Наталью Лозу на картину «Одиссей и Навзикайя». Тому порука — маленький нонсенс: Одиссей... курит трубку!
...Очень разнообразны прочтения античной тематики у разных художников. Есть работы откровенно декоративные, своего рода нарядные стилизации: например, акварельная серия «Подвиги Геракла» харьковчанки Полины Дзюбенко, вдохновленная древнегреческой вазописью. Или, к примеру, филигранно сложенная мозаика одессита Андрея Чаркина «Дионис на леопарде», в иконографии которой уже и не греческие, а римские веяния; мозаика выполнена в классической технике — из крохотных кубиков смальты. Смальта — цветное стекло, выплавленное с добавкой окислов металлов, ее начали производить именно в Древнем Риме за два столетия до Рождества Христова, а позднее технологию подхватили в христианской Византии. Эти мозаики долговечны и устойчивы к вредным воздействиям, — вон римские благополучно дожили до наших дней, сохранив свое глубокое, таинственное мерцание.
Сергей Ильин, художник-романтик, художник-фантаст, выставил много своих композиций: всегда загадочных, дающих пищу воображению. Призраки Орфея и Эвридики, Пигмалиона и Галатеи любуются на этих картинах полной луной. Это мир медленных вод Ахерона, Стикса, Леты. Это приглашение отрешиться и заглянуть за предел пределов. Уж если считается, что есть Рай и что он не на земле... Композиции Ильина — это такой сон, греза, мистерия о Елисейских полях.
Есть на выставке изящные работы одесского мастера цветного офорта Геннадия Верещагина: «Леда и Лебедь», «Суд Париса». Есть малая пластика Александра Князика и покойного Николая Степанова. Есть элегантная настенная керамика Нины Федоровой. Бронзовую композицию «Сон Ахиллеса», полную трагической экспрессии, представил киевлянин Юрий Багалика.
Не перечислить всех имен и не пересказать картин — эту выставку нужно смотреть. Вы получите мощный заряд жизни, вдохновляющий и созидательный импульс. Право же, он выше так называемого революционного...
Валентина Левчук. Фото автора