|
Вступаем в «год Лошади»! Пахать нам без продыху? Навьючат? Кинет или вывезет? Спросим у представителей одной из самых утонченных и самых социально уязвимых в нашей стране профессий — у музейщиков.
«Вывезет!», — с истовым одесским оптимизмом говорит директор Литературного музея, заслуженный работник культуры Украины Татьяна Липтуга. Она как раз обсуждала в кабинете музейные планы с коллегой Аллой Ниршей — заведующей Музеем-квартирой А. С. Пушкина (структурной единицей Литмузея).
На пороге — юбилей государственной важности: 200-летие со дня рождения Тараса Шевченко. Литмузей откроет большую выставку, курирует которую главный музейный шевченковед, ведущий научный сотрудник Галина Закипная. Будет представлена коллекция изданий «Кобзаря», пройдут торжественные вечера. В экспозицию войдет раритетное издание «Пушкин и Шевченко», выпущенное в 1859 году в Лейпциге и содержавшее впервые опубликованные на тот момент стихи обоих поэтов.
Международный съезд пушкинских музеев запланирован на сентябрь. Он посвящен «Одесскому году» Пушкина и 190-летию со дня окончания южной ссылки поэта. Куратор проекта — Алла Нирша. Акция осуществится благодаря финансовой и моральной поддержке международного фонда «Русский мир», а областная государственная администрация обещала к моменту съезда завершить капитальный ремонт Музея-квартиры А. С. Пушкина.
К 220-летию со дня основания Одессы откроется новая экспозиция «Одесский двор». Тут есть один новостной момент. Слухом Одесса полнилась, директор же Литературного музея не хотела давать пищу слухам и вовсю «упиралась», отбиваясь, с одной стороны, от рейдеров, с другой — от искателей сенсаций. Подробности наезда на Литературный музей можно прочесть на ресурсе «Думская.net» от 29 ноября 2013 г. («Война дворцам»): некая коммерческая фирма вознамерилась оттяпать парочку флигелей на заднем, бывшем хозяйственном, дворе, а заодно и Сад скульптур, дабы обеспечить себе свободный проезд к «объектам». Татьяна Липтуга и ее коллеги-подчиненные предпочли борьбу собственными силами и выдержали более чем двухлетнюю «войну», с написанием десятков заявлений, жалоб и запросов и получением десятков отписок, в том числе от правоохранительных органов. «К счастью, губернатор Николай Скорик занял твердую и принципиальную позицию, — говорит теперь Татьяна Ивановна, — и принял меры к сохранению неприкосновенности музейной территории».
«Одесский двор» спроектировал Леонид Липтуга, один из авторов лирико-иронических композиций Сада скульптур. Этот проект — музеификация «уходящей натуры». Во дворике будут голубятня, колодец и дворовый водопроводный кран, веранда, фрагмент стены из ракушечника. Вообще «начинка» зависит от меценатов. Таковые уже сыскались: АО «Пласке» (президент — Олег Платонов), Виталий Бондаренко, Дмитрий Козавчинский, обещал помощь и Сергей Гриневецкий.
Гляжу на цветной эскиз. Разве это Одесса?.. «Вся Одесса была в свое время крыта натуральной черепицей! — объясняет Татьяна Липтуга. — И таких вот веранд из неоштукатуренного ракушечника, да еще и с резьбой в камне, полно было на Молдаванке... Я жила на Садовой, 15, фасадное здание принадлежало 60-м годам ХХ века, а внутри, буквой «П», располагались старые деревянные галереи, в центре двора — кран и огромная верба. Дворики были идеально чистые, в нашем даже белье никогда не висело. Был управдом, следил за порядком. А сейчас?!
Сегодня многие проблемы музеев возникают по вине государства. В данном случае — представленного Госказначейством. «Музеи зарабатывают достойно и могли бы обеспечить удовлетворение своих технических нужд, — возмущенно говорит директор, — но мы не в состоянии воспользоваться нашими собственными деньгами из-за непроплат. Уже несколько месяцев в одесских музеях отключены телефоны, Интернет (модемы за личные деньги покупаем, чтобы не сидеть без связи). Нечем оплатить даже покупку лампочек! За музейные деньги не можем приобрести музею новые компьютеры. Это просто подрыв жизнеобеспечения музеев, по вине Госказначейства».
...Случились у Литературного музея и другие печали в ушедшем году. Оборвалась одна из немногих, последних, связующих нитей великой эпохи и дня нынешнего: 15 декабря на 78-м году жизни скончалась, после продолжительной болезни, Александра Ильинична Ильф, большой друг Литературного музея. А 24 декабря неожиданно ушла в мир иной заведующая отделом просветительской и массовой работы Анна Полторацкая, без которой ее потрясенные коллеги и предстваить не могут свой музей.
Но жизнь, слава Богу, неостановима. Музей живет. Готовится 12-й выпуск иллюстрированного календаря «История одной улицы», посвященный Дерибасовской. Вынашивается замысел нового иронического шедевра в Саду скульптур ко дню Юморины. К 30-летию со дня открытия Литературного музея в июле наступившего года будет презентован седьмой выпуск научного сборника «Дом князя Гагарина».
В октябре в Марселе, в новом Музее цивилизаций Средиземноморья, откроется выставка «Пути Одессы», посвященная 40-летию побратимства между Одессой и Марселем. В ней примут участие практически все одесские музеи, в том числе и Литературный.
А юбилеев, памятных дат!.. Михаилу Жванецкому исполнится 80 лет. Юрию Михайлику — 75. Со дня рождения Бабеля — 120; Ивана Рядченко — 90; Владимира Домрина — 80; Бориса Нечерды — 75.
«Благородное, красивое существо — лошадь, — итожит директор Литмузея. — А наш музей активен, креативен, мобилен!».
«Художественному музею в наступившем году исполняется 115 лет! — обрадовал директор музея Виталий Абрамов. — Дата вроде не круглая. Но!.. Первое упоминание о будущем Художественном музее в Одессе зафиксировано в документах Общества изящных искусств 1865 года: в отчете Общества за первый год деятельности, где среди многих целей была сформулирована и задача создания в городе общественной картинной галереи. Идею воплотили в 1899 году. Но дата обнародования идеи, согласитесь, продлевает нашу музейную жизнь. В отчетах Общества не раз фигурировала фраза: «Куплено для будущего музея»...
Готовится по такому случаю научная конференция, посвященная истории музея, его научной работе, атрибуциям. И выставка работ, поступивших в коллекцию Общества изящных искусств с 1865 по 1899 год. Экспозиция будет называться «Одесские художники-шестидесятники XIX века». Это была истинно по-одесски многонациональная когорта: С. Плис,Р. Хайнацкий, Ф. Мальман (первый директор музея), А. Бауэр, А. Нейман, В. Лахренов, (?) Крушинский, В. Паламаренко. Их произведения хранятся в фондах Художественного музея.
В Марсель на выставку «Пути Одессы» поедет более полусотни работ разного периода из музейной коллекции, чтобы экспонироваться там 18 недель.
«Весной, — планирует Виталий Алексеевич, — отметим сотую годовщину Одесской весенней выставки, знаменитой тем, что на ней были представлены работы немецкого творческого объединения «Синий всадник», основанного в 1911 году в Мюнхене Василием Кандинским и Францем Марком. Кандинский тогда же опубликовал в Одессе свое эссе «Куда идет современное искусство?».
Выставочная деятельность музея на Софиевской, отмечает его директор, удвоилась по сравнению с первыми годами нового тысячелетия. Освоена огромная экспозиционная площадь — новый зал «Желтые великаны». В цокольной части здания откроется пятнадцатый по счету зал, в котором будет восстановлена постоянная экспозиция предметов украинского декоративно-прикладного искусства, более ста работ. Событие будет приурочено к 200-летию со дня рождения Т. Г. Шевченко.
Хотелось бы, отмечает Виталий Абрамов, издать каталог: дело — за финансированием. В ушедшем году музей издал каталоги «Живопись ХХ — начала XXI века» и «Дореволюционная живопись». Эти издания существуют и в сетевом варианте.
«Моя цель, — формулирует директор Художественного музея, — представить в фотоснимках всю нашу музейную коллекцию и опубликовать хотя бы в Сети».
Есть и нешуточная забота. Музей заключил договоры с туристическими фирмами — и привлекает по 30—40 тысяч иностранных посетителей в год. Это хорошо. Но... тем большую актуальность приобрел вопрос ремонта фасада. Хотя бы центральной его части. Ведь здание музея тысячи иностранцев фотографируют! Вот вам и «евроустремления» Украины. «Что же, ныть не станем, — вздыхает директор, — известно ведь, что в стране с бюджетом творится».
...Ныне в московской Третьяковской галерее резонансное событие — огромная выставка произведений русской парижанки, яркой представительницы русского авангарда Натальи Гончаровой (1881—1962). Около 400 экспонатов 1907—1959 годов: живопись, эскизы к знаменитым спектаклям «Русских сезонов» в Париже, наброски костюмов и тканей для Домов моды, редкие книжные иллюстрации, произведения из собрания Третьяковской галереи, сообщает сайт Третьяковки.
Наш Художественный музей не остался чужим на этом празднике жизни и сказал своего рода «алаверды» Третьяковской галерее. Есть музейная традиция «выставки одной картины», а у Художественного музея их — целых две, принадлежащих кисти Натальи Сергеевны Гончаровой, дочери внучатого племянника Натальи Николаевны, жены А.С.Пушкина. Очерк М.Цветаевой помните ли, и что дочь ее Аля брала уроки живописи у парижской Гончаровой?..
Так вот, Художественный музей выставил в отдельном зале, сопроводив разъяснительными стендами и литературно-документальными материалами в витринах, две иконы кисти Н. С. Гончаровой: «Святой Феодор» и «Святой Борис».
«Это выставка-исследование, — отмечает Виталий Абрамов, — коллективная работа научных сотрудников музея, отыскавших все сведения из истории создания и бытования этих двух произведений Натальи Гончаровой».
И еще юбилей! Двойной. У муниципального Музея личных коллекций имени А. В. Блещунова: 28 января — 25-летие со дня открытия музея для публики; 25 августа — 100-летие со дня рождения основателя музея, ученого, альпиниста, участника Великой Отечественной, принесшего в дар городу свою коллекцию вместе с квартирой на улице Польской, 19, Александра Владимировича Блещунова.
«Итак, проводим творческие встречи «Сохраняя дар бесценный», — рассказала Светлана Остапова, директор Дома Блещунова. — Делаем акцент на секретах реставрации, на тонкостях хранения. Готовим выставку о профессии реставратора, увлекательные встречи со специалистами».
Сложно музею в финансовом отношении. С июня прошлого года не может Дом Блещунова расплатиться за ремонтные работы на фасаде, за какие-то еще «оргмелочи», и все по той же причине: Госказначейство тормозит выплаты! Хорошо хоть, горсовет оплачивает потребленные музеем коммунальные услуги и охрану. Это единственный в Одессе музей, финансируемый из городского бюджета.
Есть и другая, типично музейная, проблема: омоложения научных кадров. Почему она есть, читатель, полагаю, сам догадается...
«Мы не грустим, а находим выходы, ставим цели и к ним идем», — оптимистично заявляет Светлана Остапова, вице-президент Национального комитета ICOM Украины (Международного комитета музеев при ЮНЕСКО) и член Музейного совета при Министерстве культуры Украины.
Напомню: ведь это Дом Блещунова стал в городе «застрельщиком» Европейской ночи музеев, и теперь уж втянулись в проект все городские музейные коллективы, азартно соревнуясь в идеях и театрализованных шоу. Теперь это — тренд.
Нынче Дом Блещунова выиграл грант Евросоюза в рамках программы «Трансграничное сотрудничество Румыния — Украина — Республика Молдова». Это грант на создание системы «музейный климат» по европейским стандартам. Одесская влажность и резкие перепады температуры губительны для музейных экспонатов. Сейчас идут проектно-согласовательные работы по установке в музее системы кондиционеров, чтобы поддерживать температуру в 19—20 градусов, а влажность на уровне 63—65 процентов. «Обычные кондиционеры нам не подходят, — уточняет директор, — будем искать возможность закупить специальные за границей».
Кстати, о грантах. Наша публика так привыкла к этому слову, символизирующему для нее заграничную дармовщину... а также к пренебрежительному словечку «грантоед». Ну, я не знаю, как там и на каких условиях выделяются гранты на наше «красне письменство», но с государственными и муниципальными учреждениями — дело нешуточное: полный гембель строжайшей бюрократической отчетности, причем на английском языке. «Я понимаю директоров, которые трижды подумают, прежде чем ввязаться в состязание за грант», — смеется Светлана Остапова. Но, согласитесь, выигрыш все же не просто приятный — спасительный.
...Готовится переиздание, после 2004 года, книги «Воспоминания об Александре Владимировиче Блещунове», с новым массивом редких фотографий, поступивших от одесситов и учеников Блещунова, работающих в странах СНГ.
Еще юбилейная дата: 90-летие со дня рождения Раисы Эммануиловны Нудельман (1914—1995), чьи работы есть в экспозиции Дома Блещунова. Раиса Нудельман училась вместе с замечательным одесским живописцем Диной Фруминой, у одних и тех же педагогов. Была она женой академика Бориса Адольфовича Минкуса (Академия холода) и сестрой академика Александра Нудельмана: творца «оружия Победы» — зенитной пушки, после войны успешно трудившегося в области лазерной хирургии, создателя кардиостимулятора.
Дом Блещунова готовит выставку, посвященную Раисе Нудельман и Дине Фруминой к октябрю нынешнего года.
И еще один приоритетный проект Дома Блещунова, ставший традицией, — семейное общение. «Нынче молодые мамы зачастую не умеют общаться с собственными детьми, — отмечает Светлана Ивановна. — Музей им в этом поможет».
Тина Арсеньева. Фото автора