|
Оставшись после окончания филологического факультета университета имени Мечникова жить и работать в Одессе, в последующие полстолетия я имел возможность соприкасаться с судьбами и творчеством самых ярких наших наставников и выпускников того времени. Как в финальных премиальных раскладах, назову краткий (и сугубо субъективный) список, трех представителей литературоведческой науки — Наталию Борисовну Кузякину, Василия Васильевича Фащенко и Марка Григорьевича Соколянского. Все трое публиковались на страницах «Вечерней Одессы». Верю, что Соколянский в очередной приезд в родной город из Германии найдет повод для общения с нашими читателями. Ибо если составить реестр тысячи знаменитых авторов «Вечерки» (впрочем, и сотни), то в него вошли бы все трое вышеназванных.
Повод поговорить о Василии Васильевиче Фащенко «датский» — 5 января исполняется 85-я годовщина со дня его рождения. Воистину, пути Господни неисповедимы: как и почему выпускник сельской школы с юга левобережной Украины стал известным литературоведом. Ведь обучался он на филфаке в те годы, когда вождь СССР Иосиф Сталин на фоне послевоенной разрухи, голода 1947 года, вдруг озаботился языковедческой теорией. Впрочем, и над литературой огромной страны он был главным надсмотрщиком почти три десятка лет — самолично «редактировал» и расстрельные списки писателей, и самолично распределял сталинские премии трех степеней для оставшихся в живых. Над наукой и духовной жизнью стояли партия, доктринеры марксистко-ленинского прихода, попирающие религию, генетику, вековую мудрость земледельцев — лысенковщиной, искусство и литературу — соцреализмом в сочетании со ждановщиной и т.д., и т.п.
Василь Фащенко закончил вуз через год после смерти Сталина. Способного выпускника опытные А. В. Недзведский и Г. А. Вязовский провидчески рекомендовали в аспирантуру. Заканчивал он ее и защищал кандидатскую диссертацию в пору хрущевской оттепели, когда «заговорили» проснувшиеся вулканы литератур народов СССР. По счастливому наитию Фащенко взялся изучать украинскую новеллу, конгениально воплощенный жанр прозаиками Михайлом Коцюбинским и Василем Стефаником, затем — Григорием Косынкой и шестидесятниками. Как Иван Дзюба и Виктор Иванысенко в Киеве, Василь Васильевич в Одессе стал лицом новой волны литературоведческой плеяды, ориентирующейся на заветы Ивана Франко, Михаила Грушевского, Сергея Ефремова, а не на мертвечину коммунистического катехизиса.
В 41 год Фащенко стал профессором, заведующим кафедрой. В 1985-м ему присуждена Государственная премия имени Т. Г. Шевченко в области литературоведения. Мог стать академиком, если бы переехал в Киев, начал работать, к примеру, в академическом институте литературы. Не сподобило стать на карьерную стезю: его влекла живая практика воспитания учителей-филологов, лепки самостоятельно мыслящих литературоведов независимой Украины. Ныне они результативно трудятся в вузах Киева, Винницы, Кировограда, за рубежом и, конечно, в родной альма-матер. Их именуют питомцами школы профессора Фащенко. Сотни выпускников Одесского университета им. Мечникова, работающие в школах и вузах, в прессе, в учреждениях культуры благодарно вспоминают благотворное, отечески мудрое его отношение к родному слову, содержательной книге, литературному таланту.
Утвердишись в статусе аристарха — требовательного и объективного критика литературных артефактов (зоилов с идеологической дубинкой система выращивала парниковым методом), Василь Васильевич никогда не стремился быть «над схваткой», прорицать истины «последней инстанции». Писательское ремесло ему было интересно на всех стадиях — от замысла до рукописи и затем издательским процессом, читательской апробацией книги. Рецензировал рукописи и книги литераторов-земляков — Ивана Рядченко, Бориса Нечерды, Бориса Деревянко, Бориса Андрийченко, Виталия Логвиненко, Евгения Присовского, Василия Полтавчука, помогал издательству «Маяк» формировать перспективный творческий портфель.
Свидетельством углубленной заинтересованности Фащенко-критика КПД Одесской писательской организации стала публикация в «Чорноморці» объемной статьи «Пiвденноукраїнський дух в лiтературi». Она увидела свет за две недели до судьбоносного референдума 1 декабря 1991 года. И в хрестоматии критической мысли рубежа ХХ и ХХI столетий, эпохи Независимости должна бы входить в число заглавных. Хочется привести цитату-напоминание о предтечах: «Корифеї українського театру М. Кропивницький та І. Карпенко-Карий, митцi «днiпровсько-бузької» хвилi в лiтературi — Днiпрова Чайка, В. Винниченко, Є. Маланюк, I. Днiпровський, а також творцi й фундатори українського Вiдродження в Одесi Ю. Липа, М. Кулiш, Ю. Яновський, О. Довженко глибинно вiдкривали свiтовi солодкi й гiркi чари степових Еллад бiля Чорного моря...
У трiадi мiфологем степ-козак-море посерединi стала людина минулого i ХХ столiття: безталанна i з таланом, хижа i добра, вiльна й невiльна, з надiєю i без надiї водночас».
Провидческая, провиденциальная статья Фащенко — литературоведа о южноукраинской характерности, созидающей мощи духа — от дедов и прадедов — степняков Причерноморья, выразилась в присуждении Национальной премии имени Тараса Шевченко Владимиру Базилевскому, Борису Нечерде, Дмитру Кременю, Анатолию Кичинскому, Тарасу Федюку, Владимиру Рутковскому. Коллеги-литераторы, его ученики ставили себе в пример моральный авторитет Василя Васильевича, его эрудицию и его тягу к обучаемости, непрерываемое познание мира и людей. Об этом несколько раз писал Борис Деревянко в редактируемой им газете, эти статьи вошли в его посмертные книги. Действенным воплощением коллективной благодарной памяти литераторов и филологов, родившихся в 30-е и 40-е годы, стал выпуск двух посмертных фащенковских книг в издательстве «Маяк». Прозаик Дмитрий Буханенко, директор «Маяка», добился включения избранных работ Фащенко в «Библиотеку Шевченковского комитета». Книга литетатуроведческих студий (объемом 640 страниц и тиражом в 5 тысяч экземпляров) сегодня доступна учителям и школьникам, студентам, писательскому сообществу. Под грифом «Маяка» вышли сборники воспоминаний о В. В. Фащенко, университетских коллегах-профессорах А. В. Недзведском, И. М. Дузе, Г. А. Вязовском. Считаем нужным и важным, говоря о юбилейной дате видного литературоведа, напомнить о круглой дате Дмитрия Афанасьевича Буханенко — выпускнике филфака фащенковской поры. Младший родился 1 января 1939 года, старший, наставник — 5 января 1929-го. Да и прожили почти одинаково — в пределах семи десятков лет. Добрая, долгая память!
Мать Василия Васильевича хотела, чтобы он стал священником, нес Божье слово людям. Он стал слововестником в храме слова.
Анатолий Глущак