|
Непредвиденным курьезом выдался финал легендарной оперетты Иоганна Штрауса «Летучая мышь» в Одесском академическом театре музыкальной комедии 15 ноября. Розалинда, княжеская жена — и вдруг объясняется прилюдно в любви к... дежурному тюрьмы. Скандал! Старая пьеса на новый лад? А вот и нет — бенефисная версия, рассекретили интригу в театре.
Бенефис народной артистки Украины Натальи Завгородней и заслуженного артиста Украины Николая Завгороднего выдался особенным, двойным, блистательным. Им, любимцам публики, предназначались цветы и аплодисменты в этот вечер.
...Они встретились в коридорах Государственного института театрального искусства (ГИТИС). Кто бы знал тогда, что вместе с профессией обретут здесь и судьбу. В их семьях не было профессиональных музыкантов, но в пении родители знали толк. Николай родился и вырос в Краснодарском крае, в селе с гордым названием Великое, Белореченского района. В Поволжье, в маленьком городке Алатырь, что в Чувашии, появилась на свет Наташа Каюкова.
Со школьной скамьи ходил в «талантах» Коля: одноклассники были первыми его зрителями; будущей звезде Одесской оперетты ничего не стоило заставить их смеяться до слез, сорвав урок. Учителя, правда, были не в восторге, понижая артисту отметки за успеваемость и выставляя из класса.
Выделялась среди сверстников и Наташа Каюкова — сильным и красивым голосом, который приносил ей победы на районных и городских смотрах художественной самодеятельности. Без знания нотной грамоты девушку взяли на вокальное отделение Чебоксарского музыкального училища. Также легко Колю Завгороднего приняли в Краснодарское краевое культпросветучилище. И в один год из разных краев необъятной страны два выпускника направились покорять престижный московский вуз.
Наталья Завгородняя: «Сама я бы не рискнула ехать поступать в Москву. Но в Чебоксары в поисках способных ребят приехал педагог ГИТИСа и отобрал восемь человек. Трое поступили, в число этих счастливчиков попала и я». Попытать счастье приехал в Москву и Николай. Экспериментальный курс вокала, совмещенный с режиссурой, набирал Лев Михайлов, выдающийся педагог, в то время главный режиссер Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Этот курс для Льва Дмитриевича стал, увы, последним...
Николай сразу заметил Наташу. Да и как не заметить: с двумя черными косами, с румяными щеками. От нее, казалось, пахло сдобным хлебом и парным молоком. Заприметила будущего избранника и Наташа: «Я — фаталист и думаю, что та давняя встреча была предопределена. Коля сразу выделился на курсе, уже тогда было видно — талант. У каждой женщины существует стереотип отца. Коля был похож на моего отца: голубоглазый, с черными кудрями — настоящий кубанский казак. Ну, этот слишком красив, подумала я тогда».
Николай красиво ухаживал, постепенно приручая девушку и доказывая серьезность намерений. На втором курсе Наташе и Коле досталась пьеса Островского «Женитьба Бальзаминова». Вот тут-то и пробежал импульс. Коля по сюжету объяснялся в любви так страстно и убедительно, что всем стало ясно: на курсе грядет свадьба.
Педагогом по вокалу была Дора Борисовна Белявская, учившая Татьяну Шмыгу, Тамару Синявскую. «Наташа, будем готовиться в Большой театр», — говорила она. Но на третьем курсе Наташа с Колей поженились, вскоре на свет появился их первенец Гриша, и творческие планы были отодвинуты. На первых порах ребятам дали комнатку в общежитии. Но хотелось обрести свое гнездо. Ради получения пусть служебной, но отдельной квартиры студенту Завгороднему пришлось пополнить штат московских дворников.
Подошло время завершения учебы, Завгородних звали в Екатеринбург. Но для отбора выпускников приехал из Одессы сам Михаил Водяной, в те годы — художественный руководитель и директор Одесского театра музыкальной комедии. Михаил Григорьевич посмотрел дипломный спектакль выпускников ГИТИСа «Аршин Мал-алан», в котором Наташа играла Гюльчохру, а Коля был Султанбеком, оценил самобытность этой пары и пригласил к себе в театр...
М. ВОДЯНОЙ взял новичков в первую же громкую постановку, в которой он блистательно исполнял главную роль, — «Скрипач на крыше». Портной Моттл в исполнении Коли Завгороднего и Цейтл в исполнении Наташи сразу запомнились зрителям. Кстати, Одесская оперетта вновь обращается к этой пьесе, постановку которой осуществит Владимир Подгородинский. И Завгородние с нетерпением ожидают премьеру спектакля своей юности...
Наталья Завгородняя благодарна судьбе за яркие роли, которые ей довелось сыграть. Сегодня Наталья Ивановна блистает в главных партиях в опереттах: «Летучая мышь», «Марица», «Веселая вдова», других спектаклях.
«Михаил Григорьевич меня наставлял в первые годы: «Не спеши, куда ты торопишься? Ты поучись, еще наиграешься». Он был справедливым руководителем. Он мог убедить артиста в своей правоте, и с ним соглашались. По головам у нас не ходили, было уважение друг к другу, была какая-то внутренняя субординация. Я не рвалась вперед и действительно получила все, что хотела, наигралась и напелась. У меня были все ведущие партии. Когда меня спрашивают, о каких несыгранных ролях я сожалею, я отвечаю: сожалею, что у меня всего двое детей. Хотя для актерской семьи и двое детей — своего рода подвиг. Но, если бы у меня была возможность, то детей в нашей семье было бы больше».
...Мало кто знает, что семье Завгородних пришлось пройти через большое испытание. В 1985 году у Николая было обнаружено онкологическое заболевание. Но и в больничных условиях Коля оставался лидером, заводилой, старался вселить в друзей по несчастью веру, что болезнь можно и нужно победить. Вместе они обливались холодной водой, ходили босиком по траве, ловили рыбу и варили уху, уповая на благополучный исход. Но из восемнадцати человек, с которыми Николай лежал на Каширке в Москве, никого в живых не осталось. А ему кто-то сверху определил жить дальше. Что пришлось испытать и вынести Наталье с двумя малолетними детьми, можно догадаться...
В этом году ровесникам Наталье и Николаю Завгородним исполнилось... шестьдесят. Наташа свой возраст не скрывает. Но актриса в такой великолепной физической форме, что диву даешься.
ОНИ ВМЕСТЕ прошли и преодолели все испытания и трудности. Это редкий случай — крепкий союз двух актеров, таких талантливых и таких разных. Николай Владимирович — «жаворонок», живой и подвижный, как ртуть, увлекается рыбалкой. Наталья Ивановна — «сова», мягкая, спокойная и рассудительная: «Актерская профессия предполагает умение подчиняться. В этом смысле меня выручает моя природная послушность».
У актрисы рано или поздно наступает рубеж, когда на смену ролям лирических героинь приходят характерные, возрастные роли. Веру Холодную в «Бале в честь Короля» сменила Нина из «Поздней серенады». И Марица, и Ганна Гловари («Веселая вдова»), и Аврора («Жирофле-Жирофля»), и Лаура («Первая любовь Дон-Жуана»), и Зарема («Хаджибей, или Любовь к 3000 апельсинов») позволяют выявить характер. «Меняется театральная мозаика, но мне это не тяжело преодолеть, такова моя природа. Я ведь, кроме службы в театре, закончив магистратуру, четвертый год преподаю вокал в педагогическом университете имени Ушинского.
Сегодняшний успех мужа как актера меня радует. Довольно поздно он стал получать роли, о которых только может мечтать артист. Ему не один год приходилось стоять с копьем, когда я пела ведущие партии. Мы сейчас поменялись, можно сказать, ролями. Теперь он блистает в свете рампы. Я к этому была готова. Мне не только как актрисе, но и как зрителю интересно наблюдать, как работает Николай Владимирович на сцене».
Яркие роли Николая Завгороднего известны зрителю: ростовщик Бек в мюзикле «Игра! Идет игра!» («Свадьба Кречинского»), Суворов («Хаджибей»), граф Сабанский («Граф Воронцов»), жених-миллионер Озгуд («В джазе только девушки»). «Готовясь к спектаклю «Хаджибей», я много перечитал, пересмотрел много фильмов о Суворове и влюбился в эту необыкновенную личность. Работая над ролью, я что-то привнес в нее сам. Когда я служил в Крыму в оркестре морской пехоты, нас заставляли проходить мимо трибун во время парада, запевая: «Взвейтесь, соколы, орлами! Полно горе горевать!». И я взял эту песню в спектакль.
Но, конечно, самой любимой для меня является роль Попандопуло в «Бале в честь Короля».
В новой постановке «Фиалка Монмартра», где основной состав — молодые, недавно вышедшие на сцену актеры, играет и мэтр Николай Завгородний. После премьеры новички только вздыхали: «Николай Владимирович, как вы это делаете: только выходите на сцену, и зал уже ваш!». Он отвечает: «Это коэффициент присутствия, который должен быть внутри, когда ты выходишь и слышишь дыхание зала, и от тебя ждут не заученных фраз, а чего-то, что идет от сердца. Только тогда пробегает искра от актера к зрителю».
Сыновья Завгородних, Григорий и Иван, тоже обрели творческую профессию. Наталья и Николай оказались основателями музыкальной династии. Музыкальные способности и абсолютный слух рано проявились у сыновей. Занимались музыкой сначала в Школе Столярского, потом окончили Одесскую консерваторию. Григорий Завгородний работает в оркестре Одесской филармонии. Ваня после обучения в Лондонской академии музыки победил на конкурсе контрабасистов в Мюнхене и получил приглашение на работу в симфонический оркестр в городе Ставангер (Норвегия). Старший из трех внуков Завгородних учится в ССМШ имени Столярского.
Посвящая много времени воспитанию внуков, Наталья и Николай Завгородние по-прежнему много работают. Наташа мечтает о главной роли в музыкальном спектакле «Ханума», Николай хотел бы сыграть великого комика Чарли Чаплина. Им хочется выходить на сцену вместе, радуя зрителей.
Наталья Бржестовская. Фото автора