|
Исполнением произведений австро-немецкой музыки открылся 14 сентября новый концертный сезон Национального одесского филармонического оркестра. Концерт стал дебютным для главного дирижера и художественного руководителя НОФО Хобарта Эрла как народного артиста Украины.
ЭТОМУ событию предшествовала серия традиционных концертов популярной музыки ко Дню города — «Одесса-Интернешнл», состоявшихся 1 и 2 сентября. Их обновленная программа подчеркивала поликультурность Одессы. Оркестр «в один присест» переносил нас в разные страны, демонстрируя тонкое понимание национального колорита и стилистики. Концерты прошли при аншлаге. Программа состояла из произведений, которые в той или иной степени основывались на фольклоре, несли признаки яркой индивидуальности композитора, постигающего дух народа через музыкальную стилизацию. Незабываемое впечатление произвели «Праздничная увертюра»
Д. Шостаковича, «Каприс № 19» М. Скорика («Подражание Паганини»). Вызывала изобразительный ряд томная тайская народная музыка «Kamen Saiyok»; обогатили программу произведения Д. Верди, Э. Элгара, И. Шварца, Ж. Массне и П. Чайковского.
Во время конферанса, перед исполнением греческого танца «Messolongitikos» Н. Скалкоттаса, дирижер напомнил факты из истории Одессы, имевшие решающее значение для обретения Грецией независимости: действие общества «Филики Этерия», 1814 г. Он также с пиететом отозвался о музыке нашего соотечественника М. Скорика (кстати, Хобарт говорил на украинском языке). Дух свободы, героика ощущались в знаменитом «Гопаке» из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна, а также увертюре Н. Лысенко из оперы «Тарас Бульба». Последняя исполнялась на «бис» при ликующем зале, как и «визитка» города — музыка знаменитой песни из репертуара Л. Утесова «У Черного моря» в аранжировке Станислава Волынова.
В день открытия концертного сезона 14 сентября зал также был переполнен, но публика оказалась более подготовленной. Репертуар отличался большей сложностью и требовал от слушателей способности следить за длительным развитием музыкальной композиции. Был исполнен Концерт № 3 для фортепиано с оркестром Л. Бетховена, солировал известный российский пианист Вадим Руденко, а также произведения немецких композиторов Р. Штрауса и Р. Вагнера — соответственно, сюита из оперы «Кавалер роз» и композиция симфонических фрагментов из оперы «Гибель богов», финала грандиозной тетралогии «Кольцо Нибелунгов». Напомним, что в этом году исполнилось 200 лет со дня рождения Рихарда Вагнера, гениального реформатора оперы.
...Проникновенное соло первой скрипки (Евгений Кострицкий), полное таинственности и меланхолии хмурое вступление: мучительные ночные размышления и тревожные предчувствия. Это оркестровая интерлюдия Вагнера «Путешествие Зигфрида по Рейну». Ритмы и сила звука нарастают, переходят в торжественные мелодические волны; спады и подъемы, затухания и вспышки, отдаленные позывные валторны, создающие ощущение необозримого пространства. Их сменяют грозные накаты, перерастающие в стремительные порывы. Затем неожиданные удары и зловещее предостережение, гнев, величие и торжество над смертью («Траурный марш на смерть Зигфрида»). Какая экспрессия и богатство способов выражения! В финале эти темы повторяются, темпоритм постепенно спадает, звуковая палитра становится все сдержаннее, светлее. Вас охватывает чувство спокойствия, состояние забвения...
Чудесная оркестровка и окраска звука, неповторимое сочетание духовых, струнных и ударных инструментов. Мы стали свидетелями энергичного и уверенного осуществления музыки дирижером и стройного звучания оркестра.
Заметим, что Хобарт Эрл ныне популярен в Украине, он также пользуется уважением профессионалов на международном уровне. В Одессе есть категория меломанов, которые ходят исключительно на концерты маэстро.
Во время концертов НОФО 18 и 19 сентября, также состоявшихся в Большом зале Одесской филармонии, вторая часть предыдущего концерта была повторена. В первой же звучал Концерт для фортепиано с оркестром Р. Шумана в исполнении польского пианиста с мировым именем Петра Андершевского, который, заметим, не впервые в Одессе — городе его кумира Святослава Рихтера. Отмечу, что о довольно эксцентричном польском музыканте снято несколько фильмов режиссером Брюно Монсержоном, и последняя лента имеет название: «Петр Андершевский играет Шумана» (2010). Монсержон известен также как автор фильма о Святославе Рихтере. Считают, что именно ему принадлежит открытие феномена Андершевского.
Каким запомнилось исполнительское мастерство нашего гостя? Фигурально выражаясь, были партитура (концерт Шумана), артист у фортепиано, дирижер и оркестр — четыре полюса приложения творческих сил. И они позволили присутствующим по обе стороны сцены жить лишь одной музыкой. Солист был романтически возвышенным, а его исполнение классически ясным по форме, даже когда она дробилась в импровизациях. Музыка струилась, как родник, или набегала волнами. В определенных местах пианист становился импульсивным, иногда нервно-взрывным. Это особое удовольствие, когда ты являешься свидетелем рождения музыки, которая как бы сотворена теперь и здесь музыкантом такого высокого класса. В такие минуты музыкальная классика становится фактором нашей сущности.
Владимир Кудлач