|
Накануне представления новой концертной программы состоялась пресс-конференция с участием художественного руководителя и главного дирижера Национального одесского филармонического оркестра, народного артиста Украины Хобарта Эрла. Концерт был посвящен 100-летию Одесской национальной музыкальной академии им. А. В. Неждановой и памяти выдающихся артистов и педагогов Таисии Мороз, Николая Огренича и Евгения Иванова.
Вечером 28 сентября коллективом Хобарта Эрла были исполнены Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова и Пятая симфония Петра Чайковского. Солировал пианист Андрей Коробейников (Москва, РФ) — с большим чувством и экспрессией. Казалось, в тот вечер в нем и в груди его благодарных слушателей билось сердце самого Рахманинова. На «бис» пианист исполнил знаменитую, экспрессивно-упругую прелюдию С. Рахманинова соль-минор.
Симфония № 5 Чайковского имеет для Национального одесского филармонического оркестра свою историю: она была записана на диск во время выступления оркестра в венском Мюзикферайне в 2001 г., а год спустя это произведение получило Гран-при в номинации «Лучший классический альбом» в Just Plain Folks 2002 Music Awards (Голливуд, США).
...Окончилась репетиция с оркестром. Хобарт Эрл, похоже, волновался. «Произведения романтиков, — рассказал он журналистам, — относятся к числу приоритетных в репертуаре нашего оркестра». Известно, что во время первого гастрольного выступления коллектива в Ленинграде в 1991 году, еще в статусе областного оркестра, была исполнена Шестая симфония Чайковского. «Мое первое выступление с оркестром, — вспоминает Хобарт, — состоялось в апреле 1991 года, и дебютировали мы увертюрой-фантазией Петра Ильича Чайковского «Ромео и Джульетта». Кроме Чайковского, тогда исполнялись произведения Прокофьева и Стравинского. Как музыкант я вырос на записях Артура Рубинштейна, осуществленных в Чикаго в 1920-е годы. Произведения Чайковского и Рахманинова хорошо сочетаются. Второй концерт Рахманинова — один из наиболее исполняемых. Я дирижировал им с Борей Блох, Сашей Могилевским. Не так давно — с Вадимом Руденко, но не в Одессе».
Во время предыдущего концерта Национального одесского филармонического оркестра с участием выдающегося польского пианиста Петра Андершевского зал был, к сожалению, далеко не заполнен, хотя публика присутствовала отборная. Заметим, это был будничный день. Не новость, что ныне существует проблема с рекламой, прежде всего для высокого искусства.
«Мне сложно объяснить подобную ситуацию, — ответил на это Эрл, — ведь Одесса — миллионный город! И непонятно, чего ожидать от концерта 28 сентября. Реклама, безусловно, нужна. Необходимо учитывать особенности города. В Москве с ее открытыми пространствами, например, возле зала имени Чайковского баннеры и другая визуальная реклама читабельны на большом расстоянии. В Одессе ситуация иная. Еще один аспект: на наших концертах среди слушателей заметно увеличивается число туристов. Многие осознали связь между культурой и туризмом, и обсуждаются различные проекты. Поэтому нам важно сотрудничество с властью».
...Надо сказать, 28 сентября Большой зал Одесской филармонии на 1200 мест был заполнен. Рядом со мной сидели два англоязычных семейства, которым концерт очень понравился.
«В продолжение темы, — говорит Хобарт Эрл, — могу вспомнить свои гастроли с Юрием Башметом в Ярославле. Знаете, меня просто «жаба давила»: в первом ряду сидели губернатор и руководители города. Губернатор в перерыве рассказывал, что они делают для культуры, какие новые концертные площадки сооружены. Возможно, это поверхностные впечатления однодневного пребывания, но... Еще одно сравнение: на концертах симфонической музыки в Москве можно было видеть Сергея Иванова, в свое время министра обороны (теперь руководителя Администрации Президента РФ. — В. Б.). В Одессе, к сожалению, иначе. «Бывшие» бывают на концертах, но не облеченные властью. Хотя в последнее время, слава Богу, налаживается сотрудничество с областной госадминистрацией. Наверное, впервые за последние пятнадцать лет наши концерты стали посещать приватно отдельные представители областного руководства».
Одесса, при всех здоровых амбициях и возможностях, все же провинциальный город. Лично мне хотелось бы слушать разные оркестры, что позволило бы лучше понять своеобразие нашего коллектива. Кстати, во время пресс-конференций гости-дирижеры всегда комплиментарно отзываются об одесских оркестрантах. «Должен заметить, — комментирует Эрл, — мы не хуже Киева. Здесь играл оркестр имени Светланова, коллективы Когана, Башмета и Спивакова. А ведь некоторые из них вообще не выступали в украинской столице».
В ближайших планах Национального одесского филармонического оркестра — авторский концерт Мирослава Скорика, посвященный 70-летию выдающегося украинского композитора. Он состоится в начале ноября.
Влад Бондар