|
«Не дадим джазу умереть на его родине!» — под таким девизом тринадцать лет назад начинался джаз-карнавал под руководством Юрия Кузнецова. Нынешний джазовый фестиваль, прошедший с 19 по 22 сентября, показал, что поклонников джаза в Одессе не убывает.
Времена меняются, джаз меняется, распространяясь по странам и континентам и впитывая местные ритмико-мелодические влияния. Инструментальная палитра его расширяется, его изначально игровая природа приемлет разнообразнейшие приемы имитационных «звукоизвлечений», что до сих пор было характерно для музыки «авангарда». Так, в составе кубинско-британского квинтета «Omar Puente Quintet» крохотуля-электроскрипка звучала, как саксофон, что было — иного слова не подберу — прикольно, а вообще были сложные пассажи, преисполненные веселого вызова, с разогревом на ударных, с элементом джаз-рока, то бишь со здоровой агрессией. Лидер этого ансамбля, виртуоз-скрипач Омар Пуэнте, еще и дал мастер-класс в детской музыкальной школе №2!
Балладным строем отличалось выступление швейцарского трио под управлением пианиста Романа Тулея. Такие, знаете, осенние по настроению композиции, под которые так и тянет заблудиться в городе. И непринужденное, домашнее, общение с публикой со сцены...
Публики в зале было, все три вечера, под завязку. И уж вот когда она неистовствовала — после выступления «своих». Но «свои», право же, этого стоили. «FKP Trio», названное так по начальным буквам фамилий: Фесенко Виталий (контрабас), Кузнецов Тарас (фортепиано) и Пятников Мирослав (труба) буквально порвали зал. Маленькому коллективу всего-то год. Тарас Кузнецов нашему маэстро Юре Кузнецову не родственник, но Юру умилил сам факт наличия однофамильца как добрый знак преемственности: таки ще не вмер джаз на его родине! Ребята увлечены этно-джазом... ну, допустим, это — тавтология, потому что джаз по сути и есть «этно», однако же, прививаясь на чужой почве, дает и причудливые цветы, в данном случае — явно балканского корня. В тревожно-напряженную ритм-партию контрабаса, контрастирующую с элегической грустью фортепианных аккордов, вторглась страстная тоска трубы, зал поднял все на ура, а затем долгие энергетически наполненные поочередные ритм-партии прорезались забубенными гармониями с цыганщинкой...
Очень обаятельной была группа «Бенедикт Янель Трио». Долгое соло на ударных, озорство — и некое особенное интеллектуальное изящество, сродни красивой логике теоремы. Эмоции припрятаны ради рафинированного интеллектуализма. Не удивилась, заглянув в программку, что пианист Бенедикт Янель, оказывается, имеет ученую степень математика и занимается ее проблемами в рамках теории вероятности. Да, интеллигентный по манере состав: и контрабасист Антонио Мигель, и ударник Оуэн Хоуард...
...Французское трио Бенжамена Фоглуара (фортепиано), напротив, было лирично в духе старого шансона, да пианист еще и спел; долгое же соло на ударных Жерома Мурьеза опять-таки порвало публику. А итальянское трио гитаристов Дарио Пинелли с ударником, так те вообще откровенно шли от эстрадной песни, перелицевав по-джазовому, к примеру, Джанни Моранди и другие шлягеры, а потом еще и порезвившись импровизациями вместе с Юрием Кузнецовым.
Фортепианный дуэт Юрия Кузнецова и польского маэстро Кубы Станкевича, с вариациями на темы Шопена, с обработкой песни «У Черного моря», это, конечно же, был блеск, и соло польского пианиста тоже покорило одесситов.
Ну, и как же без экзотики. Подумать лишь: Индия — и джаз! Но, коль скоро индийский традиционный мелос включает в себя элемент импровизации, то почему бы и нет? Так что фанаты жанра смогли насладиться и восточным колоритом, чистая тебе Камасутра. А я, между прочим, не шучу: давным-давно именитейшие искусствоведы, не нам чета, определили негритянский джаз как «музыку оргазма». Ну, так вот вам индийское трио «Ahimsa»! С невиданной здесь двойной скрипкой в руках Нейвели Радхакришна, которая звучит тоже не совсем как скрипка, скорее, как духовой инструмент...
Полный экстаз — это все-таки классический «черный» джаз, и его нам подарила певица Лиса Хенри, афроамериканка (теперь принято так говорить), чей голос сравнивают с горячим шоколадом... некоторые, в том числе я, все же любят погорячее — то есть, классические джазовые стандарты.
...Программу «Одесские песни» подарил фестивалю современный корифей, саксофонист Анатолий Вапиров. Юрий Кузнецов — устроил зажигательный послеконцертный, клубный, «джем» с молодой вокалисткой Анастасией Букиной. Состоялся уникальный мастер-класс знаменитого музыкального критика, хранителя джазовых архивов Библиотеки Конгресса США Лэрри Эпплбаума. Было много примечательного и восхитительного!
Валентина Левчук. Фото автора