|
Отчетная выставка секции графики Одесской областной организации Национального союза художников Украины, посвященная 75-летию организации, работает в Художественном музее (ул. Софиевская, 5а).
Экспозиция внушительная, председатель секции Дмитрий Жижин и его соратники постарались от души. Свои работы разных лет представили более 70 авторов. Акцент сделан на искусстве книги, под девизом «Бумага — Книга — Графика». Графика — это всякое изображение на бумаге, исполненное в любой технике и различными материалами. К прискорбию нашему и художников, графика сегодня — искусство некоммерческое или, во всяком случае, мало продающееся. На плакаты зрелищные учреждения не особенно тратятся — сами трудно сводят концы с концами. Иллюстрированная книга — редкость: дорого обходится. Поэтому и не спешат молодые художники осваивать трудные и тонкие технологии тиражной станковой графики. Вот только упорные «старики» верны себе и своему искусству.
На этой выставке много громких имен. Все представленные работы исполнены высокими профессионалами, отменно владеющими своим ремеслом, неравнодушными, тонко чувствующими красоту.
...С порога — имена знакомые и незнакомые, листы, притягивающие внимание. Вот тонко исполненная линогравюра В. А. Халтурина «Снежная зима» — чудесный пейзаж настроения, доносящий, кажется, даже влажность воздуха и звуки. Как всегда в своем творчестве, суров, лаконичен и монументален Юрий Зильберберг, лирическое переживание в его работах редуцировано, это особенная стыдливая нежность (гуашь «Чай). Сергей Ильин представил листы из серии своих мистических фантазий — «Отражение материальности» (насмотришься таких работ-мечтаний Ильина — и не хочется возвращаться в постылую реальность там, за музейной дверью). Филигранностью выделки отмечены работы С. А. Живковича — офорт-акватинта «Одесса, ХХ век» и Е. П. Морозовского — пейзаж «Отрада» и натюрморт «Букет».
Размашист, мощен и театрален
А. В. Зайцев: его лист «Соборка» решен в энергичном столкновении трех колеров — синего, лимонного и красного, большими массами. Тот же театральный подход к натуре у Миколы Вылкуна — а ему-то, сценографу, как говорится, сам Бог велел: «Одесский мужской монастырь» и «Греческий монастырь» у него взяты фрагментарно, как бы крупным планом кино, мощны по архитектонике, и цвет организован избирательно, — цвет у театрального художника является, по сути, организованной, навеянной эмоцией.
...Триптих цветных офортов Геннадия Верещагина — иллюстраций к «Руслану и Людмиле» А. С. Пушкина — воскрешает традиции русских «мирискусников», которые принимали за образец древнюю икону, народное творчество. Так и у Верещагина аукается в этих маленьких листах строгановская икона с ее звонкой и подробной декоративностью, палехская роспись, которая из иконописи же и вышла. А впечатляющий черно-белый офорт Дм. Жижина «Затмение» к «Слову о полку Игореве» — в ином духе. В нем ухмыляющаяся азийская физиономия закрывает солнечный диск, под которым — поникший головою оседланный конь без седока; только вот к чему там тризуб, я не поняла, — дань сегодняшним политическим реалиям, что ли?..
Скрупулезен и ювелирно точен черно-белый пейзаж Одессы с птичьего полета в офортах Геннадия Гармидера. А в европейских городских пейзажах В.Кучера-Куцана «Города мира», исполненных шариковой ручкой, преобладает живописное начало — так умело распоряжается художник тоном, сгущая или разрежая штрих.
Условны, «кубистичны» гравюры Владимира Межевчука «У моря» и «В парке». Не пренебрегают бумагой и живописцы-абстракционисты ТО «Мамай»: Сергей Савченко, Владимир Цюпко, их единомышленница Светлана Юсим; а Игорь Божко выставил изысканные бумажные коллажи — свое недавнее новое увлечение (персональная выставка была во Всемирном клубе одесситов).
Гуашевый портрет девочки работы Николая Прокопенко — своего рода лирическая анимация, прихотливая игра теней. Цикл «Цирк» Григория Палатникова, исполненный фломастерами, напряженно экспрессивен, нервная, прихотливая линия поддержана яркими цветными вспышками. Тонким лиризмом и колористическим изыском отличается гуашевый женский портрет работы Ларисы Беляевой. Акварельная же «Незнакомка» С. И. Споденюка — тончайшей выделки акварель, — это психологический портрет в глубокой русской традиции. Напротив, раскованную «мокрую» технику акварели, этого капризнейшего из художественных материалов, демонстрируют Игорь Терехов («Сентябрь на Буге») и Валерий Сыров.
Сыров известен как блистательный, ювелирный мастер монотипии, и эти работы здесь тоже есть. Есть и монументально-декоративные монотипии Михаила Пархоменко. Пастели Ивана Ороса и Галины Мещеряковой. Экслибрисы Давида Беккера. И много еще увлекательного, свидетельствующего о живой жизни графической секции.
Валентина Левчук