|
Во Всемирном клубе одесситов (ул. Маразлиевская, 7) 13 сентября состоялось открытие выставки работ художника Александра Фрейдина.
Как отметил журналист Евгений Голубовский, Всемирный клуб одесситов с радостью принял предложение коллекционеров Галины и Сергея Костиных показать работы А. Фрейдина из их коллекции. Дополненная работами из коллекций МСИО, Ф. Кохрихта, Е. Деменка, Е. Щербины, Е. Голубовского, Ф. Михайлова, И. Василенко, А. Дымчука, эта выставка была открыта как дань памяти замечательного художника, который, по справедливому замечанию Е. Голубовского, «по-настоящему не оценен и нашими современниками, в наши дни».
Странно звучит, но этот красивый человек, Александр Борисович Фрейдин, был невероятно невезуч. Клеймо «сына врага народа» (его отца расстреляли в 37-м году), военное, трудовое, голодное детство, разногласия с педагогом. Дина Михайловна Фрумина так писала о своем ученике: «...отличавшийся незаурядными изобразительными способностями и капризным строптивым характером». Не будем обсуждать возникшую ситуацию из уважения к памяти этих неординарных, талантливейших людей, но любить А. Фрейдина было, наверное, нелегко.
Щедро одаренный природой, с невероятным цветовидением, твердой рукой, чему свидетельство — его рисунки, в училище он пришел, зная точно, что он — художник, и нет другого пути для него в жизни. И следующий шаг — тоже мужской, осознанный. Уйдя со второго курса Грековки, он попадает в мастерскую В. Ацманчука. В творческой атмосфере этой мастерской крепнет талант молодого художника, он старается раскрыть свой потенциал, создать произведение, созвучное его неуемному темпераменту творца.
Достаточно взглянуть на выполненные им портреты. Энергия мазка, интенсивность цвета, точный рисунок концентрируют наше внимание на духовной сути портретируемого. Он исповедовал «суровый стиль», внутренний драматизм присутствовал в его пейзажах. В последние годы, пережив травлю чиновников от искусства, самоизоляцию, он приходит к строгости цветового и тонального решений.
Нелегкая судьба и у его творений. Реквием по жертвам сталинских репрессий, работа, которую он задумал в память о расстрелянном отце и над которой трудился пять лет, несколько запаздывает с показом под истинным именем «Реквием», но друг и наставник Ацманчук находит выход. «Похороны в Мадриде» — под таким названием произведение экспонируют в Одессе, а вот на республиканскую выставку уже не допускают — «формализм», а после смерти Александра Борисовича «эмигрирует» в США.
Выставка работает ежедневно (кроме субботы и воскресенья) с 12.00 до 17.00 до 4 октября.
В пятницу, 13 сентября, в ОМЗВИ (ул. Пушкинcкая, 9) состоялось открытие выставки одесского художника Сергея Белика.
«Искусство стало средством для выражения представлений о разобщенности жизни. Живопись переходит от идеи единства к идее раздробленности, в полотнах отображается разъятость мира и утрата возможности познания. Это не есть новая техника живописи... Реальность раздваивается, расстраивается, разумножается, создается сверхнатурализм, подобно фотографическим изображениям, либо беспредельная свобода, при которой реальность настолько разобщена, что просто исчезает, и художник конструирует свой собственный мир, который является более актуальным, чем реальность». Так декларирует свою концепцию Сергей Белик, заканчивая признанием: «Гуманизм исчез».
Выставка работает ежедневно (кроме среды) с 11.00 до 17.00 до середины октября.
Галя Маркелова. Фото Олега Владимирского