|
Моноспектакль Надежды Марченко «Бешеная балерина» по мотивам одной из новелл психоделической кинокомедии российского режиссера Григория Константинопольского «Кошечка» был на днях показан в кабаре «Буффон» (Екатерининская площадь, 6).
Наверное, стоит сделать эту получасовую трагикомедию репертуарной, хоть спектакль и находился в данном пространстве на правах гостя. На крохотной сцене под торжественные пассажи невидимых скрипок появилась отнюдь не «маленький лебедь», а крупная актриса, и дальше вершится большое искусство, разворачивается судьба женщины, все положившей на алтарь искусства и до сих пор, вопреки потяжелевшей фигуре, надеющейся на шанс взять реванщ в балете. Ну, здесь стоит вспомнить, что сам Григорий Константинопольский трудно шел к своей профессии через сложные препоны, заданные ходом истории, в какой-то мере и он, и каждый представитель этого поколения может воскликнуть: «Варечка — это я!».
В фильме трагикомический монолог сумасшедшей отставной балерины исполняет ни много ни мало Михаил Ефремов, и это был блистательно обнаженный актерский прием, который, надо сказать, не все оценили, фильм вообще имел противоречивую критику. А вот даже самые злые критики фильма признали высокий уровень новеллы о балерине и сошлись во мнениях: вряд ли найдется женщина, способная подать этот монолог лучше Михаила Ефремова или хотя бы так же интересно. Но некоторые нотки, видимо, ускользнули от Ефремова, все-таки есть актрисы, способные пропустить эту историю через женское нутро.
Как выяснилось, можно уже не через отстранение, а через глубочайшее внутренне переживание представить судьбу героини, способной с шиком потратить скудную пенсию на дорогой французский коньяк («Я никогда не покупаю дешевую бормотель!») и помощь таким же состарившимся балеринам («Считают меня миллионщицей — я не разубеждаю»), а питаться весь месяц с собакой по имени Айседора Дункан тем, что найдено на помойке. Главное, что одесситке удалось сделать спектакль по-другому, примерить образ на себя — ведь балерина Варечка ровесница исполнительницы, и все беды поколения вынесла на своих плечах. Советское детство с его уверенностью в завтрашнем дне (обучаться искусству балета не означало двигаться к голодной старости). Своими руками разрушила счастье с влюбленным в нее Алешей, предала побольнее, чтобы сам бросил, — теперь тысяча из той же пенсии уходит на цветы, которые она носит раз в месяц на его могилу... Потом случилась все разом сломавшая перестройка, бурные девяностые, яркие персонажи вроде безымянного кооператора в малиновом пиджаке и туфлях «Саламандра» или криминального авторитета Коли Атласа, способного купить целый театр (если доживет до конца оформления сделки, конечно). Но между обычным человеком, пережившим все эти калейдоскопические события, и артисткой балета существует огромная разница — век недолог. Она уже пенсионерка, и если не было таланта, то, это более чем очевидно, не то что главные партии, даже должность репетитора не светит... Как говорится, после сорока танцевать можно — смотреть нельзя!
А этот балет смотреть очень даже можно и нужно. «Заслуженная актриса» театра-студии «Двадцать один» (руководитель Алексей Жила Базель) Надежда Марченко впервые показала эту работу в Арт-центре Коробчинского, где театр базируется. Было это в середине апреля. Тогда Надя стала звездой открытого показа камерных игровых работ школы актерского мастерства.
— Надю знаю пять лет, — говорит постановщик спектакля Алексей Жила Базель. — Узнал сразу как творческого человека — писала стихи, прозу. Работала как журналист. Всегда была начитанным, образованным, глубоким человеком с особенным восприятием мира, литературы, кино. Четыре года назад пригласил ее сняться в своей курсовой короткометражной киноработе «Стена». Справилась успешно. Когда начала свою деятельность школа при театре «Двадцать один», Надя начала обучение в ней почти с первого дня. «Балерина» была ее первой зачетной работой в школе, осуществленной полтора года назад. Также она принимала участие в постановочных работах «Гедда Габлер» по Ибсену (играла горничную), «Драма» по рассказу Чехова (роль Мурашкиной). Еще она играла у меня Тригорина в «Чайке». Полную роль в действии на полтора часа, вся постановка была в стиле театра абсурда. Очень хорошо сделала.
Сейчас Марченко репетирует сразу несколько ролей в планируемых проектах. Со всеми работами всегда справлялась успешно благодаря природной харизме, темпераменту, органике. Зритель всегда принимает Надежду с большим интересом, вниманием и благодарностью. Актерская деятельность — та территория, на которой Наде есть чем похвастаться, есть чем поделиться, сделать что-то действительно особенное. Она большой молодец, целеустремленный, работоспособный и просто очень способный человек.
«Талант ничего не решает — жертвы, фанатизм и труд каторжника», — заученно повторяет Варечка фразу своего педагога Анны Михайловны. Занималась всю жизнь в классе истово, оставляя на сон всего три часа. Жаль только, что уважаемая преподавательница хореографического училища не продолжила в свое время фразу: талант ничего не решает, когда он есть. А партию Жизели на одном фанатизме не исполнишь, кордебалет будет твоим потолком, что тоже неплохо, если неоправданные амбиции не съедают тебя изнутри. А они съедают, иначе не появлялась бы перед нами пачка уже необъятных размеров, эти перья Одетты на голове, этот жуткий вблизи грим, рассчитанный на огромное расстояние до зрителя («Тело стареет быстро... Но, если представится шанс, я готова»). А демонический хохот, с которым Варечка рассказывает о поджоге театра в отместку за так и не исполненную партию Жизели — кульминация роли! Собственно, кто из этого поколения не восклицал в запальчивости: «Да гори оно все огнем!» — хотя бы раз в жизни?
— Я всегда была крупной, стать балериной, в отличие от многих девочек, даже не мечтала, — рассказывает Надежда. — Но актрисой быть хотелось. Еще мечтала стать второй женщиной-космонавтом после Валентины Терешковой и горько плакала, когда в космос полетела Светлана Савицкая, мне тогда было десять лет. Но это прошлое, а я живу настоящим моментом. Работаю над моноспектаклем по пьесе Кокто «Человеческий голос», надеюсь, получится...
В отличие от Варечки, свой артистический шанс Надя получила и намерена все от него взять, а нам, зрителям, как можно больше отдать. Мы готовы!
Мария Гудыма