|
Одесский академический театр музыкальной комедии им. М. Водяного объявил об открытии 67-го театрального сезона: 30 и 31 августа поклонников этого нелегкого «легкого» музыкального жанра порадует жемчужина опереточной классики — «Фиалка Монмартра» Имре Кальмана.
Заслуженный деятель искусств России, профессор Санкт-Петербургской академии театрального искусства Владимир Подгородинский — человек мира, его постановкам на бескрайних российских просторах несть числа. Но два города — Петербург и Одесса — занимают в его жизни особое место. В Петербурге — семья, дом и театр «Рок-опера», художественным руководителем которого Подгородинский является. Но родная Одесса притягивает не меньше. Одессит Подгородинский с завидной регулярностью ставил в городе детства и юности отменные спектакли, украшающие репертуар Одесской оперетты: «Дон Сезар де Базан», «Хелло, Долли!», «Безымянная звезда», «Первая любовь Дон Жуана», «Целуй меня, Кэт!», «Граф Воронцов».
В «Фиалке Монмартра» режиссер выступил в двух ипостасях — постановщика и автора сценической редакции. Вместе с Подгородинским над спектаклем работали известный сценограф Степан Зограбян и московский художник по костюмам Ольга Резниченко, оба — лауреаты российской национальной театральной премии «Золотая маска». Мы встретились с Владимиром Ивановичем по окончании очередной репетиции.
— Наша предыдущая беседа, помнится, проходила в 2009 году. Тогда Одесский театр музыкальной комедии к вашему шестидесятилетнему юбилею представил все ваши постановки. Что произошло в вашей творческой жизни за последние четыре года?
— Я достаточно много работаю с разными театрами России. В Иркутске я поставил рок-оперы «Скрипач на крыше» и «Цезарь и Клеопатра», в Омске — мюзикл «Без вины виноватые», в музыкальном театре Кузбасса — «Сильву». В прошлом году работал в Одессе с композитором Евгением Ульяновским над мюзиклом «Граф Воронцов». Недавно поставил в Алтайском краевом театре драмы музыкальную притчу «Блудный сын» по мотивам повести Василия Шукшина «Калина красная», ставшую большим событием в театральной жизни России. Это последняя работа композитора, заслуженного деятеля искусств России Марка Самойлова.
Сейчас вот сделал серьезное либретто по произведению Мустая Карима «Не бросай огонь, Прометей» для Башкирской филармонии.
В своем коллективе в 2010 году я поставил рок-оперу «Ромео и Джульетта», написав либретто на музыку петербургского композитора Владимира Калле. С курсом, который я выпустил в 2011 году, мы сделали рок-оперу «Девушка и Смерть» Евгения Лапейко. По-моему, это лучшее произведение замечательного одесского композитора, очень тонкое и мелодичное. Я сделал новую аранжировку. А спектакль поставил мой студент Тимур Ворохов, и рок-опера успешно шла на большой сцене Театральной академии на Моховой.
Знаю, что в Одессе «Девушку и Смерть» поставил мой земляк по Одессе и Петербургу Георгий Ковтун, и оперу, премьера которой состоялась на сцене ДК Политеха, одесские зрители периодически могут увидеть и послушать в филармонии. Евгений Лапейко, недооцененный в полной мере при жизни, это заслужил.
Мне интересны разные жанры: мюзикл, рок-опера, классическая оперетта. С огромным интересом работаю над пьесами Александра Островского. И очень надеюсь поставить рок-оперу «Преступление и наказание» Эдуарда Артемьева, разрешения на постановку которой мы ждем уже много лет.
— Почему на этот раз ваш выбор пал на Имре Кальмана?
— Нужна была классическая оперетта. У меня своя концепция, свое видение этой вещи. Мне захотелось рассказать, как важно человеку на избранном жизненном пути не предавать свою мечту. Если люди занимаются творчеством, успех рано или поздно обязательно придет.
Этот спектакль о предательстве и о верности своим идеалам адресован, прежде всего, молодой аудитории. Этим обусловлено участие в нем преимущественно молодого состава труппы.
Молодым артистам, которые недавно пришли в театр, нужно дать дорогу в жизнь, закрепить их за театром, чтобы они поверили в свои силы. Ведь артистом становятся только на сцене. А зрителям предстоит узнать и запомнить новые имена на одесском театральном небосклоне: Александр Прокопович, Павел Смирнов, Юлия Подкова, Сергей Федоренко. На их фоне молодые Наталья Ткачук, Юрий Федорченко, Руслан Рудный — уже опытные артисты.
Вместе с молодыми, недавно влившимися в труппу актерами, в оперетте Кальмана блистают «звезды» театра: народный артист Украины Владимир Фролов, заслуженные артисты Украины Аурика Ахметова, Виктория Фролова, Николай Завгородний, Сергей Лукашенко, Станислав Ковалевский, лауреат Гран-при Международного конкурса артистов оперетты Ирина Ковальская.
Следующий год для Владимира Подгородинского знаковый, юбилейный: 65 лет — цифра значительная. Но грандиозных планов у мастера музыкальной режиссуры по этому поводу нет:
— Не люблю «датские» спектакли, к какой-то определенной дате. К своему юбилею я бы хотел просто набрать хороший очередной курс в Театральной академии. Я должен был набирать курс в этом году. Но вышло так, что Министерство культуры России сократило бюджетное финансирование и перенесло набор нового курса на будущий год. Вот вам лишнее доказательство, что в России деньги на культуру все время подрезают. Число российских театров продолжает сокращаться.
Таковы европейские стандарты, к которым приближаемся и мы: больше частных и меньше государственных театров, внимание уделяется, прежде всего, федеральным учреждениям культуры — Мариинскому и Александринскому театрам. Ушли в прошлое народные театры. Гаснут очаги культуры в провинции. Особенно страдают малые театральные формы.
Не внушает оптимизма и ситуация с нашим театром «Рок-опера». Он по-прежнему находится без постоянной сценической площадки и уже четыре года без постоянного финансирования. Есть небольшие муниципальные субсидии, которые год от года уменьшаются. К тому же субсидии подразумевают, что надо сначала сделать спектакль, а потом получить под него деньги, или расписать все расходы до последней копейки. Но это живой процесс, как тут все рассчитать. Какая-то пагубная для театрального дела система, при которой культура способна выжить только в столицах. Словом, будущее нашего театра весьма туманно. Мы продолжаем гастролировать, но существовать в подобных условиях музыкальному театру невыносимо.
Возвращаясь к творческим планам, не буду скрывать, что вместе с дирижером Вадимом Михайловичем Перевозниковым мы обсуждаем дальнейшие совместные проекты. Хотим, прежде всего, работать над классикой, чтобы напитывать талантливую молодежь интересными ролями. Но не будем забегать вперед. К тому же, замечу, у Одессы особая ментальность. То, что хорошо для центральных российских городов, может быть провальным для одесского театра.
Для меня важно, чтобы спектакли, которые я здесь поставил, шли и пользовались любовью зрителей.
Наталья Бржестовская. Фото автора