|
Со 2 августа во Всемирном клубе одесситов (ул. Маразлиевская, 7) работает выставка коллажей Игоря Божко.
Экспозиция небольшая, но емкая, озорная, требующая внимательного «вживания в предлагаемые обстоятельства».
Игорь Антонович Божко — человек многогранный: как творческую натуру его что только ни заинтересовывает! В сферу пристрастий попадает и скульптура, и живопись, и поэзия, и музыка, и кино, где он проявил себя не только как блестящий режиссер аматорского фильма, но и как сценарист и актер Киры Муратовой. С Кирой Муратовой и Женей Голубенко их связывает многолетняя дружба. Женя Голубенко тонкий мастер коллажей, которым посвятил не одно десятилетие.
Вот как характеризует коллаж середины прошлого столетия арт-критик, теоретик современного искусства Александр Евангели: «Коллаж был рифмой к завершению прежнего социального порядка и становлению нового. Идеи нащупывались. Современность воспринималась тактильно». Когда вспоминаешь коллажи Сергея Параджанова и Жени Голубенко, этот пассаж выглядит справедливым.
Коллажи Игоря Божко — плоскостные. Они скорее похожи на наши родные «вытынанки», на японские оригами, на китайские вырезные картины. Материал прост — цветная бумага, из тех, что дают для развития детям с ясельных до школьных лет. Но то, что делает из этого материала Художник, — ошеломляет!
Перед нами черно-белый квадрат, напоминающий окно. «Образ окна» — наиболее повторяемый в творчестве Игоря Божко. Череда черного и белого, их игра рождают музыкальные ассоциации. Создается впечатление, что слышишь шум дождя и видишь отражение в устоявшейся луже...
Все работы Игоря Божко четко выверены, отточены, ювелирно слаженны. Удивляешься, как можно было посредством бумажных обрезков создать ощущение закатного знойного неба, такого узнаваемого, такого родного, над лоскутками крыш старой Одессы! А с каким юмором показаны снежные заносы, и ты узнаешь согбенную под снегом фигуру Дюка...
Но предоставим слово самому художнику. Вот что он говорит в своем «Приглашении»: «Современный коллаж обычно обожают разглядывать (с полным пониманием дела) дедушки и бабушки. Обычно они за горло берут автора, чтобы тот объяснил им, — что он хотел сказать тем или другим куском бумаги, наклеенными друг на друга. Я им обычно объясняю, что это все — эротика, а они не верят. Говорят, что все это чушь собачья, и собираются прослезиться. Ваш игорь божко — человек скромный, но положительный. От избытка скромности я даже имя и фамилию свою пишу с маленькой буквы».
Ерническое отношение к ситуации и себе приходят на выручку в минуты волнения. Первого августа на вернисаже появилась его стихотворная миниатюра «Художник» с привкусом горечи. Очень грустный стих, заканчивающийся так:
Когда ночь серая пойдет на спад,
Хлеба с горчицею поклюю
И с ангелом лягу спать,
Которого не люблю.
А уже несколько дней спустя Игорь напишет: «Я надеюсь, что всемирная любовь скоро захлестнет весь шар земной. Все народы, глядя друг на друга, возрадуются до чертиков и пустятся в пляс с гиканьем и восторгом. На этой бесхитростной ноте я, пожалуй, и закончу это свое благодарственное письмо». Да и я тоже. Успехов вам, Мастер.
Выставка работает ежедневно, кроме субботы и воскресенья, до конца месяца, с 12.00 до 17.00.
Галя Маркелова. Фото Валерия Юхимова