|
Такой вопрос часто напрашивается в Одессе — родине, как известно, не только джаза, но и кинематографа. Потому и тема персональной выставки члена Национального союза фотохудожников и Национального союза журналистов Украины Сергея Гуменюка, открывшейся в конце прошлой недели в Доме Блещунова (ул. Польская, 19), такова: «Одесса в жизни и в кино».
Поди узнай, где тут кино, а где что взаправду, если персонажи отличаются друг от друга лишь историческими костюмами. Например, вот этот, в целлулоидной манжете с запонкой, явно человек Бени Крика. Нет, пожалуй, это все-таки кино, потому что манжета, если приглядеться, уже не из целлулоида, но накрахмалена отменно. Это фильм «Однажды в Одессе» о Мишке Япончике. В наше время, если верить фотоснимку, подобные колоритные персонажи забивают козла за дворовым столиком на фоне белых простыней, вывешенных для просушки. Можно подумать, это бандитская Одесса вывесила белые флаги. Ага, держи карман. Она просто, как обычно, вовремя переменила колера...
Она вообще очень цветистая. Даже бетонные пирсы, с которых собираются сигануть вот эти пацаны, от души размалеваны. И облупленная штукатурка стен имеет колорит врубелевского персидского ковра. А уж о прилавке «Привоза» что и говорить — буйство красок. Цветовая доминанта здесь — оранжевая тыква, нарезанная громадными ломтями. Этот колер у нас теперь считается революционным, а вовсе не той ленточки, что перечеркивает папаху вон того человека в серой шинели. Однако ухмылка дородной мадам Стороженко за овощным прилавком остудит пыл преобразователя мира: Одесса чихать хотела на революции. Какие могут быть преобразования в этом лучшем из миров, где прилавки проседают от изобилия даров земных и морских. Тяжелые гроздья винограда свисают здесь прямо со стен дворовой трущобы. А из тротуарной развалки можно выудить нечто фамильно-драгоценное. А девушки и мадам здесь — так вообще зашибись.
Все революции, это, знаете, только кино, и слава Богу. Взгляните-ка на этого блаженно зажмурившегося над сковородкой одессита! Он так хлопочет лицом, что я только заподозрила в нем известного артиста Станислава Ковалевского, — и хлопочет оттого, что явно пахнет не порохом, а бычками! Это во дворе на Княжеской снимается фильм «Охотники за бриллиантами».
И, разумеется, что же за Одесса без улыбки? Улыбка просвечивает во всех жанровых фотографиях Сергея Гуменюка. «Жизнь Одессы, — говорит уже он сам, — такова, что подчас трудно угадать, где кинокадр, а где реальность».
Сергей снимает камерой Pentax К-20. И чтобы усилить эмоциональные акценты на своих снимках, он применяет их компьютерную обработку, делая более интенсивными определенные цветовые пятна.
Приятно, что фотохудожник так очарован Одессой, тем более что детство он провел во Львове — тоже замечательном городе, но совершенно с Одессой не схожем, даже можно сказать — городе-сопернике, так соперничали между собой самодостаточные средневековые города-государства. Сергей учился мастерству фотографии в специальном институте кино и фото во Дворце пионеров. Теперь он — лауреат и призер международных конкурсов, член Международной федерации фотоискусства AFIAP, организатор и руководитель фотоклубов и творческих объединений. В его жанровом списке — репортаж и портрет, путевые зарисовки, спорт, ню.
Валентина Василенко. Фото Олега Владимирского