|
«Звезды между небом и землей. 1955 — 1971 гг.»: так, с прозаическим уточнением, названа выставка фотоснимков, открывшаяся 9 июля в галерее «Сады Победы» на площади 10 Апреля. Это собрание фотографий — своеобразный мемориальный музей знаменитой авиакомпании Air France. Музей в фотобумаге. На ней — портреты выдающихся людей планеты, мировых знаменитостей, которые в упомянутые годы стали клиентами парижского аэропорта Орли…
Эту выставку компания «Эр Франс», Посольство Франции в Украине, Французский институт в Украине и общество Альянс Франсэз в Одессе приурочили к четвертому Одесскому международному кинофестивалю.
В 1956 году «Эр Франс» торжественно открыла аэровокзал Орли. Пассажирские авиаперевозки еще не стали повсеместным и повседневным обыкновением. Авиакомпания обращается в агентство «Теле Фото» с просьбой предоставить фотографа. Замысел — в рекламных целях фиксировать на фотопленке всякую знаменитость, которая вздумает воспользоваться услугами компании. Десять лет работал в Орли фотокор Ролан Бриен. И звезды кино, театра, политики, спорта, бизнеса, литературы охотно позировали. Трудились к вящей славе «Эр Франс» и другие фотографы — Асия, Филипп Формезон, Клод Агостини, Филипп Бриа, Жан Гене. Условие было — обязательное присутствие в кадре борта лайнера «Эр Франс», а уж допускали фотографа и в святая святых технических служб.
…С порога выставки: Мария Каллас расписывается на своем большом фотопортрете, вывешенном в Орли. Мальчик-колокольчик Ален Делон застигнут «нашим фотографом» на выходе из таможенной зоны. Жан Поль Бельмондо. Софи Лорен. Марлен Дитрих. Чаплин Чарльз и Чаплин Джералдина. Еще интереснее: Марк Шагал, Рудольф Нуриев.
Ну, сказать «застигнут» — это натяжка. Нет в этих снимках фундаментального и сокровенного свойства фотографии — элемента случайности, репортажности. Просто «звезду» попросили — она любезно застыла перед объективом. Тоже, поди, с понятием, что из всех искусств для нас важнейшим является пиар, как изрекла в наши дни Лада Лузина. И о психологическом портрете, о подсмотренном душевном состоянии тоже речь тут не идет. Перед нами имидж, маска, символ, ходячая проекция несбыточных народных вожделений. Таковы правила игры, добровольно принятые «звездой», — помните, выходила когда-то у нас в переводе с английского повесть, прототипом которой была Мерилин Монро, так и называлась: «Символ». Символы складировались в рекламную коллекцию «Эр Франс» — в итоге имеем воплощенный на бумаге миф «безумных шестидесятых»…
Да, и эталоны моды — тоже. Художникам кино — очень нелишне, а то уж больно приблизительны стали. Вот целая шеренга манекенщиц Диора. Кстати, эта мода 1961 года, минималистически-геометрическая, с юбочкой по середину колена, доползла до СССР лет через пять.
А Мерилин тут нет. Ну, не летала из Орли. Зато Бриджит попала на трапе аж два раза, и оба — смазанно: похоже, ББ оказалась единственной, кто позировать не захотел. Ну, осточертели взбалмошной и своевольной Бриззи преследователи с фотовспышками!..
Андре Моруа. Анук Эме… на которую, тогдашнюю, нынче очень смахивает Одри Тоту: нет ничего нового под солнцем. Альбер Камю. Лиз Тейлор. Боже ты мой, Владимир Набоков. Галина Уланова…
А вот первая женщина-космонавт. Космонавт — это да! Но упаси тебя Боже быть и выглядеть в глазах гнилого Запада женщиной. Советскую вип-персону отличаешь и отмечаешь в звездных скоплениях, словно космическую черную дыру: завивка, темный костюмчик силуэта «труба», секса у нас нет. А в остальном — фору дадим, догоним и перегоним. «Если надо, сумеем поужинать вилкой», как писал пародист Александр Иванов, — вот и «наш Никита Сергеевич» в авиасалоне уверенно кушает с помощью вилки и ножа.
Список «звезд» можете пополнять смело и бесконечно: кто только ни вылетал из Орли!.. Элла Фитцджеральд. Одри Хепберн. Монтан и Синьоре. Гейнзбур и Биркин.
Представили нам эту выставку директор «Альянс Франсэз» в Одессе Сильвен Бано, начальник отдела маркетинга авиакомпании «Эр Франс» в Украине Оксана Мироненко и куратор экспозиции Марина Бабчинская. Полюбопытствуйте, посмотрите. Во-первых, тут уже — ценность документа. Ностальгический флер. Наглядность пласта времени. И величие мифа.
Валентина Левчук. Фото ОлегаВладимирского