|
Защита дипломных работ художников-костюмеров Одесского театрально-художественного училища традиционно проводится публично и всегда становится праздником для зрителей.
Умение имитировать хоть бархат, хоть золотое шитье, знать все тонкости покроя любой эпохи — это тот багаж, который останется с выпускницами навсегда. В этом году экзаменационную комиссию возглавил заслуженный работник культуры Украины, доцент, профессор кафедры театрального искусства Луганской академии культуры и искусства Владимир Саган, заместителем председателя стала директор ОТХУ Марианна Каджаева.
Заслуженный художник Украины Николай Вылкун просил каждую модель спуститься в зал, подойти к столу и продемонстрировать мэтрам наряд вблизи.
В зале ТЮЗа биток. Только и успевай следить за тем, как Евгения Кушнирюк одела героев фильма Вуди Аллена «Полночь в Париже» (блеск и шарм двадцатых годов, расшитый бисером вручную каждый треугольничек платья, ведь кино предполагает крупные планы, тут не до грубых имитаций). Или какое облачение изготовила Карина Юрченко для священника, венчавшего Ричарда Львиное Сердце с Беренгарией Наваррской (историческое исследование, вдохновившее автора, может стать основой пьесы, а для театра такие костюмы нечитаемы, слишком мелкая отделка, — заметил главный художник ТЮЗа Николай Вылкун).
«Отлично с похвалой» — так единогласно была оценена работа выпускницы Мирославы Компанец, костюм героини германского эпоса валькирии Брунгильды. Работать с кожей, призналась Мирослава, было сложно, зато интересно. Специалисты остались довольны: напомнили девушке, что, по преданию, от блеска доспехов валькирии появилось северное сияние, и в это легко поверить, глядя на такие доспехи! Больше вопросов было к одеянию персонажа одной из «космических опер» Эдмонда Гамильтона — Полина Кащева постаралась дать своё видение, но ведь из-за сплошной маски голос артиста звучит глухо, да и воротник живет какой-то своей жизнью, вот-вот потеряется. Нет, надежность классики еще никто не отменял, тут хотя бы критерии оценивания налицо!
Два проекта из представленных к защите были групповыми. Комиссии так сложнее оценивать, зато у зрителя возникает цельная картина образа, который предстает в разных костюмах. Стоит ли удивляться, что в обоих случаях девочек вдохновил неисчерпаемый модерн, способный украсить героиню пьесы или спектакля при самом простом решении?
Четыре выпускницы — Виктория Коханская, Татьяна Урсуленко, Анастасия Кривосвитская и Санта Путянис — создали костюмы для актрисы Джулии Ламберт, героини знаменитого романа Соммерсета Моэма «Театр». Девушки представили, в каких костюмах вспоминает себя героиня, бросая взгляд в прошлое. Выпускниц хвалят, по условию им пришлось вложить в работы много труда. Костюмы создавались методом наколки, то есть красивые драпировки накалывали на манекене, набросив на него прямоугольный кусок ткани, чтобы добиться идеально струящихся складок.
Анна Воронина и Наталья Катаева перенесли экзаменационную комиссию и зрителей ровно на сто лет назад, в высшее общество, в лучшие дома Англии. Девушки создали костюмы для Элизы Дулиттл, героини пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион». Само собой, относящиеся к времени действия, когда лондонская замарашка уже научилась у профессора Хиггинса хорошим манерам и правильной речи, оделась у лучших портных и стала выходить в свет.
— Тонкий и чувственный образ в стиле модерн, плавные, текучие линии, — прокомментировала свою работу Наташа. — Я делала расшивку юбки и пояса стразами, украсила шляпу перьями, цветами и кружевами.
— Пастельные тона, кружева из атласной нити, жемчуг и бисер, — рассказала о другом Элизином костюме Аня.
Блистательно защитилась Мария Стрелкова, прельстившаяся богатым и вычурным стилем рококо и романом «Ожерелье королевы» Александра Дюма. На сцену вышли прекрасная авантюристка, графиня Жанна Ламотт-Валуа (в ней зрители с удовольствием узнали актрису Яну Делиеву), Калиостро (Машин папа, известный одесский фокусник Юрий Стрелков превратил свой выход в цирковой номер), королева Мария-Антуанетта, ну и слуга, без которого высоким особам не обойтись. Платье графини вызвало фурор: Маша объяснила, что корсет делала на поролоне, чтобы актрису не кололи жесткие пластины, «кружево ручной работы» нарисовала при помощи фунтика.
— Я не преподавал у Маши, — слово берет Николай Вылкун. — Но от коллег знаю, какой это удивительно тонкий человечек, как она интеллектуально насыщенна, как умеет видеть и создавать красоту. На сцене очень трудно представить красный цвет, он, как и желтый или белый, может выглядеть достаточно едко, но Маша со своей задачей справилась. И по режиссуре показа не было перебора, каждый такт был весьма к месту!
Не избежала возможности подпасть под обаяние рококо и другая Маша, Мария Иващенко — она вывела на сцену самого Казанову и прекрасную даму, соединившую в себе черты многих покоренных им женщин. Цветы для платья Маша сделала из тюля, многие детали расшила бисером. Комиссия отметила, что девушка точна в историческом материале и выполнила свою работу с ощущением фактуры. Отлично!
Остается понадеяться, что все защитившиеся искусницы будут востребованы миром театра и кино, и мы не зря запомнили их имена.
Мария Гудыма