|
В Большом зале Одесской филармонии 16 и 18 июня состоялся заключительный концерт сезона Национального одесского филармонического оркестра с участием российских солистов Бориса Березовского (фортепиано) и Александра Князева (виолончель). Дирижировал заслуженный артист Украины Хобарт Эрл.
Программа концерта очень удачна: разностильная и, вместе с тем, цельная. Романтизм Чайковского, «неоромантизм» Райхельсона сочетались с импрессионизмом Равеля и Мануэля де Фалья, а также модернизмом Шостаковича.
Концерт нашего современника Игоря Райхельсона, воспитанника, преимущественно, российской музыкальной школы, пленил красотой позднеромантического мелодизма в сочетании с импровизационностью. Чувствуется его родство с Рахманиновым. Райхельсон развивает романтическую традицию, сочетая ее с джазом, используя также импрессионистические приемы. Дробя форму, он, однако, сохраняет общее эмоциональное устремление к некоему идеалу, донося свежесть чувств и взволнованность.
Отрадно, что на первом концерте, 16 июня, композитор присутствовал в зале Одесской филармонии. Борис Березовский вдохновенно исполнял вещь, написанную специально для него, ему посвященную — четырехчастный «Концерт для фортепиано с оркестром» (2006). Игра его вулканически мощная. О технике даже говорить не приходится. Если солист играет, например, левой рукой (концерт Равеля), то у слушателей создается впечатление, что задействованы обе. Если же обеими — кажется, что «в четыре руки». Если бы рядом за другим роялем музицировал еще один музыкант подобного класса, то, кажется, вместе они бы заменили целый оркестр.
Такой же чести посвящения удостоился и другой ключевой фигурант этого вечера — известный российский виолончелист Александр Князев. Однако незадолго до выступления он изменил свое первоначальное намерение исполнить в Одессе «Концерт для виолончели с оркестром» Райхельсона, отдав предпочтение более известным виртуозным «Вариациям на тему рококо для виолончели с оркестром» Петра Чайковского. Восхитительное исполнение извинило эту непоследовательность. Насколько известно, в Одессе состоялась «обкатка» упомянутых произведений перед их исполнением в России с ГАСО имени Е. Ф. Светланова. Концерт со знаменитым оркестром пройдет под управлением заслуженного артиста Украины Хобарта Эрла.
Если обобщить впечатление от игры двух исполнителей, то я бы выразился следующим образом: Березовский — это энергия и воля, Князев — широкая, открытая, предельно обнаженная перед публикой щедрая душа.
В условиях Одессы (при существующей гастрольной политике) даже после недавнего проведения международного фестиваля виолончельного искусства, собравшего немало профессионалов, Александр Князев для многих остается определенным эталоном исполнительского искусства. Артистизм, техничность и самоотдача его увлекают и восхищают. Играет без нот, фронтально-экспансивно обращен в зал. Это всегда доминанта на сцене. Еще памятен его концерт два года назад, где были исполнены произведения Чайковского («Концерт для виолончели и оркестра в стиле рококо») и Дворжака («Концерт для виолончели и оркестра»).
Во время концерта между солистом и первой скрипкой оркестра (Евгений Кострицкий) возник своеобразный творческий тандем. Кажется, они понимали друг друга с полувзгляда. Хочу также отметить игру духовых, в частности концертмейстера группы кларнетов Юрия Гаяца. Эта концертная программа позволила проявить себя почти всем инструментальным группам оркестра.
В познавательно-эстетическом и социальном плане симфоническая музыка — это способность музыкальными средствами передавать свои чувства и мысли на расстоянии, что ведет к взаимопониманию огромного количества людей. В тот вечер в зале я слышал, кроме русской и украинской, также английскую, французскую, шведскую речь...
Случилось так, что в этом сезоне я редко бывал на концертах с непосредственным участием главного дирижера и художественного руководителя оркестра Хобарта Эрла. Когда-то восторженный, пылкий, в меру театральный и эффектный на сцене дирижер, Хобарт ныне предстал нашему взору рациональным, взвешенным, экономным, даже скупым в жестах и движениях, сдержанным в эмоциях, проводящим музыку почти по-деловому. Кстати, в последнее время руководитель НОФО заметно реже стал общаться с журналистами, явно отдавая предпочтение чисто рекламным акциям со ставкой на ТВ. Отмечаю это, всего лишь констатируя факт.
Концертная программа включала также феерическое, «живописное» произведение испанского импрессиониста Мануэля де Фалья — «Ночи в садах Испании» для фортепиано с оркестром. Оно воскрешало в памяти недавнее исполнение произведений Отторино Респиги «Фонтаны Рима» и «Пинии Рима» под управлением шведского дирижера Никласа Виллена.
Завершал программу великолепный Концерт для фортепиано (для левой руки) с оркестром Мориса Равеля. Свидетельствуя свою любовь к Одессе, в коротком конферансе Борис Березовский отметил прекрасную игру одесского оркестра. Завершающий номер своего выступления, две популярные прелюдии Рахманинова, исполненные «на бис», он посвятил памяти любимого им пианиста с одесскими корнями Шуры Черкасского. Прекрасный финал концерта и достойное завершение сезона.
Владимир Кудлач. Фото автора