|
В одесской галерее современного искусства NT-Art (Лидерсовский бульвар, 5) открылась персональная выставка Дмитрия Орешникова «Графический роман, или Случайная встреча швейной машинки и зонтика на операционном столе».
Метафизические, модернистские, постмодернистские, сюрреалистические произведения — любое определение в какой-то степени окажется справедливым и уже когда-то произнесенным о том, что можно увидеть в пространстве «Графического романа». Кто-то скажет: вот современный художник обращается к прошлому, воздает должное великим мастерам, а к настоящему моменту это не имеет отношения, стало быть, неактуально. К сожалению, актуально! Внешняя безмятежность листов этого графического романа чревата тревогой, которую испытывали в свое время Джорджо де Кирико и Макс Эрнст, широкой публике известные менее, нежели вдохновлявшийся их опытами Сальвадор Дали. И кто не заметит перекличку одесского ландшафта с аквамариновым небом, пришедшим сюда в качестве фона из картин того же де Кирико? Только бы не сбылись на этот раз трагические предчувствия мастеров, вполне оправдавшие себя в прошлом веке...
Дмитрий Орешников — мастер зрелый, на многое способный. В эти же дни в рамках проекта «Социальный магнетизм» Музей современного искусства Одессы показывает его совершенно иную работу «Карамельная миссия» на тему дензнаков и бутылочных этикеток.
Орешников — одессит, постоянно живущий в Германии с супругой, тоже художницей, Зоей Сокол. Известен как тонкий график (одесский фестиваль «Два дня и две ночи новой музыки» обязан ему своей изысканной эмблемой). Инсталляции, живопись, диджитал-арт — перечень подвластных Орешникову жанров можно продолжить. Если он ощутил внутреннюю потребность процитировать великих — ему можно довериться, к нему нужно прислушаться.
— Действительно, здесь и цитирование, и аллюзии, — комментирует увиденное искусствовед Михаил Рашковецкий. — У Пелевина есть замечательное определение «развитой постмодернизм» — это когда цитируют не «Илиаду», а блокбастер «Троя», при этом не зная о Гомере. Это не наш случай. Орешников цитирует именно классиков, это даже не цитаты, это некое ощущение данного вида творчества. Время проходит, а это — не проходит!
«Прекрасно, как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки», — это фраза из поэмы «Песни Мальдорора» Исидора Дюкасса (написанной под псевдонимом «граф Лотреамон»), которая стала девизом сюрреализма. Почему бы не встретиться зонтику со швейной машинкой, как и цитатам из великих, в пространстве произведения современного искусства?..
София Левкович. Фото Олега Владимирского