|
Два дня фестивальной программы, суббота и воскресенье, были столь насыщенными, что показалось — прошла неделя! Вот первые впечатления, которыми обменялись мы с бывшей «вечеркинкой», прозаиком и поэтом, живущей между Москвой и Одессой, Ольгой Ильницкой.
Фестиваль, представляющий городу авторскую обойму журнала «Октябрь», а московским гостям, соответственно, творчество одесситов и, в некоторой степени, киевлян и львовян, не носит состязательного характера. Его цели — познавательность и творческий обмен. Причем творчество представлено в широком диапазоне. Тут содиректор и координатор ОМЛФ, главный редактор журнала «Октябрь» Ирина Барметова выказала менеджерскую хватку. Как литературный критик, она в интервью справедливо сетует на диктат рынка. Но, с другой стороны, учитывает и влиятельность молодежной субкультуры: если определенного рода «стебная» поэзия популярна в Москве, отчего бы и ее не предложить публике? В целом же, таково наше впечатление, фестиваль строго академичен и отмечен стилевой цельностью.
Первый поэтический марафон Москва — Одесса, приуроченный к Европейской ночи музеев, прошел на ура. После поэтических чтений в Золотом зале публика с удовольствием слушала в Саду скульптур бардовскую лирику молодой львовянки Елены Касьян в авторском исполнении под гитару.
«Это праздник языка, на котором мы с вами общаемся и творим, это праздник государства, в котором мы все равноправны: Литературы», — так открыла фестиваль Ирина Барметова.
Слово взяли московские участники фестиваля. Один из них — поэт и литературовед Игорь Волгин, доктор филологических и кандидат исторических наук, автор исследований о Достоевском. «Наблюдаем не просто распад культурного пространства бывшего СССР, — отметил он, — распался русский мир. Под угрозой оказался язык: «Сникерсни в своем формате», — о чем свидетельствует эта порча языка, если не о нравственном разложении? Мировой истории не существует без Толстого и Достоевского — носителей русского языка. Мы были литературоцентристской страной. А рискуем стать маргинальной. Этот фестиваль — надежда на то, что нам не придется водить туристов по развалинам культуры, словно по руинам Парфенона».
«В разгар мирового кризиса, — добавил к сему литературный критик Александр Архангельский, — Саркози на 40% увеличил финансирование культуры: он же не сумасшедший, он прагматик. Ведь музей, хотя и не приносит прибыли, но привлекает в город туристов с деньгами!».
«Одесса не первый город в стране, какой бы стране она ни принадлежала, однако и не второй, — напомнил излюбленное присловье одесситов журналист Евгений Голубовский. — Наш город всегда чувствовал себя культурной столицей, и нужно сделать все возможное, чтобы писатели не стремились отсюда уехать. Литературный фестиваль — одно из таких дел».
Затем началась фестивальная работа. Сначала «круглый стол», на котором «решали судьбу» Маяковского: пережил ли свое время поэт, шедший с ним в ногу в «левом марше»? Что сказать сегодня о творчестве поэта юношам, натасканным против «совка»? Интересно резюмировал проблему Игорь Волгин:
— Тема его не пережила свое время. Но борцы с Маяковским находятся в одном с ним культурном поле! Без Маяковского не было бы новой поэзии: ни Багрицкого, ни Вознесенского, ни даже Тарковского. Двадцатый век оказался золотым веком поэзии, во многом исходящим из языкового опыта Маяковского. Поэт совпал с режимом, но в него не вместился. Он даже не столько литературное явление, сколько природное: в свете того, что он сумел сделать с русским языком.
О том, где и как встречались с Маяковским Ильф и Петров, как воспринимали они творчество поэта-новатора, увлекательно рассказала Александра Ильинична Ильф.
Вечером состоялась творческая встреча с директором Национального музея Тараса Шевченко, писателем, литературоведом Дмитрием Стусом. Он поделился опытом музейной работы, освоения материала в условиях, когда информационная свобода побуждает снимать «хрестоматийный глянец», рассказал о новациях, которые позволили ему за краткое время увеличить посещаемость музея вдвое. Речь шла также о творчестве его отца, украинского поэта Василя Стуса, стоящего особняком от поэтов-шестидесятников не только в силу политических убеждений, но и по творческой манере.
В этот день провел поэтический мастер-класс Игорь Волгин, чья литературная студия в Москве существует 45 лет. «Разбор полетов» был корректный, деликатный и очень внятный.
«Интерес к поэзии сегодня близок к нулю как общественное явление, — констатировал Игорь Леонидович. — Времена Евтушенко были таковы, что поэтическое слово совпало с общественными ожиданиями. Подобное в обозримое время не предвидится. Интернет — возможность самовыражения, но и огромная помойка... Но поэзия — пресволочнейшая штуковина: существует — и ни в зуб ногой!». Стихотворные строчки вошли в наши гены. Пока живо поэтическое слово — жив народ».
Валентина Левчук