|
В Одесском национальном академическом театре оперы и балета 19 апреля состоялась премьера комической оперы Д. Перголези «Служанка-госпожа».
Этот спектакль — из экспериментальной серии, он продолжает театральную традицию «зритель на сцене» и возрождает старинное обыкновение «домашнего музицирования» — утонченный обычай аристократических салонов и маленьких поместных театров. Разумеется, билеты на подобное представление дешевыми быть не могут, потому что лестничная площадка, на которой в данном случае располагается публика, едва ли вместит более 60 зрителей. Но, право же, молодежь больше оставляет денег в барах. А куда благороднее, изысканнее провести часок, слушая музыку барокко, внимая чудесным дуэтам и ариям и от души смеясь, потому что «Служанка-госпожа» — опера комическая, и режиссер-постановщик Оксана Тараненко подошла к ее воплощению очень изобретательно.
...Джованни Перголези, творчество которого знакомо нам преимущественно по гениальной кантате «Stabat Mater», умер в 1736 году в возрасте двадцати шести лет. «Служанка-госпожа» была написана им в качестве intermezzo — короткого музыкального представления в жанре «низкой» комедии — для его же трехактной оперы «Гордый пленник». «Гордый пленник» провалился, а «Служанка-госпожа» снискала успех. Мелодии оперы имели опору в народной итальянской песне, а сюжет и характеры были навеяны комедией XVIII века. Так с легкой руки Перголези родилась opera buffa — комическая опера. «Служанка-госпожа» предполагает двух исполнителей — сопрано и бас, а также комического актера-мима.
Действие оперы, а именно дом доктора дона Уберто, режиссер поместила на лестничном марше. Оксана Тараненко сама придумала оформление спектакля. Бело-золотая главная лестница Оперы очень «подыгрывает» музыке барокко. На лестнице расхристана постель, забросанная подушками, и протянуты веревки, из чего следует, что в доме почтенного доктора сущий бедлам. Подтверждением сего хорошенькая горничная Серпина является неглиже пред светлы очи публики, в корсете и панталонах.
Белое постельное белье, белое неглиже Серпины, слуга Веспоне тоже в белом, вдвоем они таскают и подвешивают бесконечную белую кисею, а когда надо по сюжету, кутаются в черные домино (художник по костюмам — Сергей Васильев), — все это создает изящную графику спектакля. Разумеется, если на сцене «ружье», то будет и «выстрел» — в пылу ссоры дон Уберто и Серпина отлупят друг друга подушками. А безгласный Веспоне, изображающий, по сговору с Серпиной, ее воинственного жениха, заберется на стремянку, чтобы выглядеть монументальнее, и будет рискованно маячить над лестничным пролетом, а когда слезет, то с комическим испугом заглянет за перила...
Зрители не раз улыбнутся ухищрениям нахалки Серпины, которая сумела окрутить своего хозяина и из служанки стать госпожой богатого дома. Посочувствует доброму дону Уберто, попавшему под каблучок хитрюги горничной, но и порадуется за него, потому что Серпина все-таки очаровашка, с нею не пропадешь и не соскучишься. Ну, и приятно, когда демократия валит хоть сословные перегородки, хоть Берлинскую стену: мезальянсовый хеппи-энд «Служанки-госпожи» знаменует торжество демократических ценностей!
Вот уж что неистребимо аристократично во всем этом — льющаяся горным ручьем музыка барокко. И хрустальная колоратура Надежды Сычук — Серпины. Все арии, все дуэты, все речитативы Сычук исполняет, что называется, на легком дыхании. Барокко — это ведь трепетность и затейливость, но и взволнованность, пафосность, даже в комическом жанре. Голос Надежды Сычук, легкий и гибкий, сильный и благозвучного тембра, просто-таки создан для барочной музыки...
Хорош и Вадим Черниговский в партии Уберто. Вот просто — очень красивый голос, богатый красками. А Владимир Муращенко — Веспоне, которому тут спеть не довелось, проявил себя как отменный мим-коверный, который, в сущности, держал нить действа, скрепляя его комментирующей пантомимой.
Справка для любознательных. Надежда Сычук была студенткой класса заслуженной артистки Украины Таисии Мороз, аспиранткой — у заслуженной артистки Украины Алисы Джамагорцян; Вадим Черниговский учился в классе Юрия Бучки (ученика знаменитого баса Евг. Иванова), затем в аспирантуре у народного артиста Украины Василия Навротского. Дирижер-постановщик спектакля Валерий Регрут окончил отделение хорового дирижирования у заслуженного деятеля искусств Украины Аллы Серебри, вокалу учился у народного артиста Украины Николая Огренича, аспирантуру проходил у Василия Навротского, дирижерское мастерство постигал у заслуженного артиста Украины Давида Сипитинера.
Что говорить: иных уж нет... но какую достойную смену оставили они по себе!
Долгая овация с возгласами «браво!» по окончании спектакля была наградой и артистам, и их педагогам. Право же, «домашнее музицирование» одесской Опере удается на славу.
Валентина Левчук. Фото Юрия Литвиненко