|
На прошлой неделе открылось экспонирование картин западных мастеров в Одесском музее западного и восточного искусства. Коллектив искусствоведов ОМЗВИ вместе с менеджером Татьяной Митник провел для журналистов показательную экскурсию.
Алессандро Маньяско, итальянский художник последней трети ХVII — первой половины ХVIII века: «Его можно смело назвать открытием двадцатого века, — отмечает в своей просветительской аннотации искусствовед Людмила Сауленко. — Его герои — бродяги, монахи, солдаты, мученики, люди, словно бы подхваченные всепоглощающим вихрем. В картинах Маньяско современников его поражала напряженная, нервная живописная манера, превращающая красочную массу в картину некоего взвихренного мира, объединенного всеохватывающей динамикой. На территории бывшего СССР коллекция полотен Маньяско в нашем музее самая обширная: пять картин. «Мне Маньяско интересен тем, что, пожалуй, не столько Эль Греко, сколько монахи Алессандро Маньяско стилистически определили облик и движения моего Ивана Грозного — Черкасова», — написал Сергей Эйзенштейн».
...Нидерландские мастера XVI — XVII веков: Герард Давид, Амброзиус Бенсон, а также неустановленного авторства, но, тем не менее, пленительные полотна — тема, курируемая Ириной Глебовой. Картина голландца Корнелиса Лелиенберга (1620/26 — ок. 1680) «Завтрак», исследованная Татьяной Балановской: «эффектная композиция с драгоценным кубком, лежащей на серебряной тарелке жареной птицей, бокалом вина, часами и лимоном с надрезанной кожурой на столе». Живописец и гравер фламандской школы Питер Буль (1622—1674), мастер фруктового и анималистического натюрморта, его картина «Натюрморт с попугаем». Смысл ее разъясняет нам Т. Балановская: «Битая дичь — символ одной из четырех стихий: воздуха; фрукты символизируют землю, а изображение попугая в христианской эмблематике олицетворяет богобоязненного праведника и красноречие». Она же комментирует творчество «голландского итальяниста» Хендрика Моммерса, его работу «Явление Аврааму трех ангелов», 1651 г.
Искусствовед Татьяна Быкадорова изучает и комментирует коллекцию офортов Джованни Баттиста Пиранези из серии «Виды Рима» (Vedute di Roma), в которых художник сохранил для нас облик Рима в ХVIII веке. А Татьяна Балановская просветит посетителей музея насчет одной из его самых дорогих жемчужин — творчества Франса Хальса, «одного из великих мастеров живописи ХVII века, вошедшего в историю искусства как гениальный портретист, новаторство которого выразилось в его умении создавать остро динамичные образы и передавать эмоциональное состояние своих героев», в данном случае — апостолов: евангелиста Луки и евангелиста Матфея. Она же ознакомит вас с увлекательной историей открытия авторства этих полотен и их почти детективными «приключениями».
Валентина Андреева