|
В рамках десятого ежегодного фестиваля «Французская весна» одесские любители театрального искусства получили счастливую возможность увидеть в украинском театре спектакль «Крик петуха!» от компании La Raiemanta. Директор «Альянс Франсез» Одессы Сильвен Бано, перед началом спектакля напомнил, что вот уже десять лет его родина радует одесситов мероприятиями в рамках «Французской весны».
— Авторы спектакля Лиз Потон и Жан-Люк Мор создали его под влиянием цирка, — уточнил Сильвен. — Здесь будет много различных акробатических этюдов. Постановка уже получила Гран-при на одном из фестивалей в Германии.
Дальнейшее оказалось столь же необычным, сколь и впечатляющим — молодая актриса Лиз Потон поражала своей гибкостью (как-никак, выпускница Национальной цирковой школы Шательро!), ее прелестные ножки, ручки, спинка казались лишёнными костей, но дело было далеко не только в этом. Анонсы, обещавшие «выход за пределы обычных художественных практик», говорили чистую правду. Потому и мнения публики разделились: кто-то не понял и не принял спектакль, остальные были завороженными, успокоенными «экологически чистыми» звуками природы, квохтанием птичьего двора, петушиным криком (принято считать, что французы слышат этот крик не как «ку-ка-ре-ку», но «ки-ки-ри-ки» (quiquiriqui).
Впрочем, Лиз сказала после спектакля, что хотя петух и является символом Франции, в этой истории он может быть и японской, и английской, и украинской птицей. А вообще-то петух и курица для нее — воплощение мужского и женского начала. И спектакль вырос из миниатюры «Черная наседка».
Утреннее пробуждение очаровательной фермерши (красный колпачок на ее голове напоминает куриный гребешок), хлопоты на птичьем дворе, кормление кукурузными зернами воображаемых кур... Одну из них надо зарезать, дело житейское. Но почему-то фермерша совершает приготовления к этому, крадучись: ножкой пододвигает колоду-плаху, словно стесняется домашней птицы, и нож уже занесен... Но нет, не может. Устыдилась, посадила курицу на стол, нарядила ее в красный чепчик, повязала салфеточку, подружилась вконец, разделила с ней трапезу, нарезав капустных листьев и насыпав все той же кукурузы.
А вот девушка в своем стремлении подражать движениям наседки уже и сама перевоплотилась в нее, задорно пляшет под барочную музыку, не зря ведь великие французы Жан-Филипп Рамо и Луи Куперен (старший брат более знаменитого Франсуа Куперена) посвящали курице свои пьесы, видимо, тоже видели в ней нечто весьма французское и женственное? Всем, кто любит поговорку «курица — не птица, баба — не человек», авторы спектакля дали остроумную отповедь, рассказав жестами о важности природы, истоков, вечной женственности, призванной давать жизнь, а не отбирать... Как все же скучна будничная жизнь, если не приправлять ее игровым началом, фантазией, магией!
Шум дождя словно смывает с актрисы все подражательство, разметав волосы, избавившись от передника и колпачка, она становится ворожеей, вершащей странный, обращенный, кажется, к космическим силам ритуал. Девушка рисует золотистыми зернами на черной столешнице спираль, поворачивает к залу — и это подобие звездного неба медленно осыпается на сцену. А уже на сцене при помощи щетки она сметает зерна в такую же спираль, но уже огромную. Музыки больше нет, и от этого странность и торжественность обряда воздействуют на зал гипнотически. Впечатляющий финал!
— Слово «символ» я бы не стала применять к этому жесту, — объяснила потом Лиз. — Для меня это образ чего-то космического, универсального, та дверь, которая открывается в воображаемый мир героини спектакля. Но мы, артисты, как раз и даем возможность зрителям свободно интерпретировать все, что мы показываем. Круг — это символ жизни как таковой, а также символ женщины, женственности. Да и наше существование движется по спирали...
Хотелось бы надеяться, что «двигаясь по спирали», мы снова встретимся с искусством талантливой молодой француженки. Сейчас она только в начале творческого пути, главные свершения у нее впереди — хотелось бы стать их свидетелями!
София Левкович. Фото Олега Владимирского