|
Как сообщило РИА «Новости», новый художественный фильм Киры Муратовой «Вечное возвращение» получил российскую национальную премию «Ника» в номинации «лучший фильм стран СНГ и Балтии».
Церемония награждения состоялась 2 апреля на сцене Московского театра оперетты. Есть основания поздравить режиссера и его творческую группу. Но смутила подробность: «Статуэтку «Ники» получил вместо Киры Муратовой продюсер картины Олег Кохан».
Мало ли по каким причинам виновница торжества не смогла явиться на торжество. Но, стало быть, продюсер уже полностью оплатил создание фильма-призера? Ни для кого не секрет, какой мучительной нервотрепкой обернулись для Киры Георгиевны съемки «Вечного возвращения», когда оказалось, что «продюсер кому-то задолжал» и работа над фильмом была остановлена на стадии озвучивания! Никто не оказал тогда материальной поддержки мастеру-кинематографисту, которым так гордятся Украина и Одесса: ни Госкино, ни Одесская госадминистрация. Хотя, вот, например, на проведение Одесского международного кинофестиваля-2013 госпожи Тигипко губернатор изыскал три миллиона гривен.
Ну, а как же: проект Муратовой, дескать, продюсерский. Насчет «недолугого» украинского продюсирования, впрочем, злые знатоки говорят так: это не искусство привлечь инвестиции — это умение «развести на бабки» все тот же Госбюджет в лице Министерства культуры и Госкино... со всеми сопутствующими условиями.
Я позвонила художнику-постановщику фильма, соратнику и мужу Киры Муратовой, замечательному живописцу, графику и автору оригинальных инсталляций-коллажей Евгению Голубенко. И узнала, что продюсер на момент получения приза не рассчитался с режиссером-постановщиком «Вечного возвращения» — недоплатил на треть. А за призом, однако, на сцену вышел.
«Мы просили его не выходить, но ему, видимо, плевать, — говорит Евгений. — За ним долг и режиссеру, и Одесской киностудии. Последняя стадия фильма снималась очень трудно, в долг... Может ли картина, за которую не произведен полный расчет, быть собственностью продюсера?! Но наши авторские права плохо защищены законодательством. И с призом получилась двусмыслица. Москва заверила нас, что номинация «за лучший фильм» — это не продюсерский, а режиссерский приз. Объясни-ка это кому-то в Европе, если во всем мире, кроме России, формулировка «за лучший фильм» означает продюсерскую номинацию!
И ехать за призом нам почему-то следовало за собственный счет. Мы просили оргкомитет: «Нику» в руки Олегу Кохану не давать! Могли бы кому-то из актеров ее вручить. Но нашу просьбу проигнорировали. Получается — приз, вроде бы, режиссеру, а не продюсеру, но фактически это третья наша награда, которая попадает в руки Кохана».
«Вечное возвращение» — из категории авторских фильмов: Кира Муратова — и автор сценария, и режиссер-постановщик. Фильм повествует о бывших однокурсниках, мужчине и женщине, и, как писал поэт, о странностях любви... надцать лет спустя. Особенность подхода к теме в том, что одна и та же сцена исполняется в фильме разными парами актеров. Заняты Рената Литвинова, Сергей Маковецкий, Олег Табаков, Алла Демидова, Наталья Бузько и Виталий Линецкий.
СССР давно нет, но в жизни все еще всегда есть место подвигам. Председатель Государственного агентства по вопросам кино Украины Екатерина Копылова дает обширные интервью и блистает на Одесском кинофестивале. Правда, то, что позиционируется ею как «молодое кино» страны, профинансированное на основе «жесткого отборочного конкурса», до сих пор оставляло желать лучшего. И вообще, кинематограф давно потеснили блокбастеры, играемые в Верховной Раде...
Тина Арсеньева