|
Глава миссии Давида Ойстраха и Святослава Рихтера, известный пианист и педагог Юрий Дикий делится мыслями и эмоциями, вызванными решением последней сессии городского совета об установке памятника великому скрипачу Давиду Ойстраху на Театральной площади:
— Когда пару лет назад я увидел на сцене филармонии изображение скульптуры и услышал на пресс-конференции масштабы «обронзовевшего Ойстраха», я был в шоке. Могу понять и принять садово-парковую «обронзовелость» Утесова, Уточкина, Веры Холодной и даже уличного Пушкина с тросточкой, но не бронзовый монумент Давида Федоровича со скрипкой в правой руке. А сама поза? Растопырив руки, он словно приглашает зайти в отель «Моцарт». Как зазывала какой-то... Схожесть, соглашусь, действительно гораздо больше со Жванецким (правда, вместо портфеля скрипка) и даже с Хрущевым.
В далеком 1966 году я был у Дмитрия Федоровича дома, и он подписывал мне письмо Екатерине Фурцевой о спасении нашей кирхи. Это был остроумный, мягкий, улыбчивый, добродушный человек, каким знают и помнят его одесситы. А здесь совковую «монументальность» архитектор пытается прилепить к скверу Театральной площади.
Как глава миссии я должен был бы радоваться, что в моем родном городе появится памятник Ойстраху, о котором приходилось только мечтать, поскольку денег у властей раньше не было даже на памятную доску. А в результате?! Типичный оксюморон — греки говорили «острая глупость». Воплощение крылатой фразы покойного Черномырдина: «Хотели, как лучше, а получилось — как всегда».
Скоро придется констатировать, что Одесса перестала быть Одессой. Наши сменяющиеся городские и областные власти превращают Одессу в уездный город Глупов с «помпадурами и помпадуршами», совсем по Салтыкову-Щедрину. Примеров не занимать.
Об Ойстрахе и Рихтере власти не вспоминали, пока наша миссия с общественностью города не начала в 2002 году инициировать и за свой счет устанавливать мемориальные доски, проводить международные фестивали, концерты, публиковать статьи, готовить циклы телепрограмм. Реагирование «сверху» минимальное. Распоряжение мэра Руслана Боделана о выделении средств на проведение к 95-летию Ойстраха «Ойстрах-Ассамблей», так и осталось на бумаге, как и губернаторские обещания к «Рихтерфестам».
В 2011 году отмечалась юбилейная дата — 140 лет со дня рождения Петра Столярского, великого одесского Учителя, в том числе и Ойстраха. На торжествах депутатов горсовета не было, а жаль. Возлагались цветы к мемориальной доске, на которой они бы могли прочитать надпись о том, что профессор П. С. Столярский всю оккупацию, до 1944 года, проживал на Пушкинской.
После празднования 95-летия Д. Ойстраха и проведения в Одессе «Ойстрах-Ассамблей» в 2003 году, длившихся три месяца и получивших международный резонанс (благодарности Министерства культуры и посольства России в адрес миссии), в Киеве инициативная группа обратилась к Президенту Леониду Кучме с письмом о проведении I Международного конкурса Ойстраха в Одессе (накануне выборов Президента 2004 года).
«Креатив та творчу концепцiю проекту здiйснює Мiжнародна корпорацiя «Слов’янський базар»...» — писал в письме генеральный директор «МК «Слов’янський базар» композитор Александр Злотник как президент конкурса. Понятно, что «кто имеет деньги, тот и заказывает музыку». Насколько мне известно, было выделено 3 миллиона гривен, что позволило пригласить в жюри известнейших музыкантов и обеспечить высокий размер премий. Это было 96-летие Д. Ф. Ойстраха.
Не буду останавливаться на трагикомических сюжетах в кулуарах конкурса, достойных глубокой «провинции». На II конкурсе в 2006 году ситуация поменялась, а к 100-летнему юбилею (конкурсы прекратились) и в период «дней Ойстраха в Одессе» бывшим генеральным директором конкурса Игорем Курыливом был выставлен для обозрения готовый проект данного памятника.
Правление миссии намерено обратиться в правоприменительные органы и ходатайствовать об отмене решения сессии городского совета. Конкретикой сейчас занимается наш юрист. Все происходило без общественного обсуждения, «по совету киевских друзей». Проигнорированы одесситы, в первую очередь профессионально-музыкальная общественность, наша общественная организация. Своим безразличным решением о нас «вытерли ноги», и оставаться равнодушным — означает инициировать подобные прецеденты. Я надеюсь, что есть еще одесситы, не потерявшие гордости за свой город, которые нас поддержат.
Записала София Левкович