|
«...тот ведает: все остальное вздор!» — так считает известный одесский поэт и культуролог Илья Рейдерман, выпустивший свою новую книгу «Музыка». Ее презентация состоялась во Всемирном клубе одесситов.
Материалы для этого сборника стихов и статей о музыке автор собирал давно, а вот издать его удалось благодаря спонсорской помощи. Одним из поддержавших появление книги финансово был Владимир Спиваков, руководитель всемирно известного оркестра «Виртуозы Москвы». Так высоко оценил выдающийся музыкант опыты нашего земляка на поприще музыкальной критики.
«В книге есть живость предельно заинтересованного высказывания. И темперамент бойца, — пишет в предисловии к «Музыке» пианист Алексей Ботвинов. — Автор вовсе не собирается апологетически писать о любом музыкальном событии. У него есть свои четкие принципы, продуманная позиция. Идея, которой он, можно сказать, одержим, — это идея содержательного исполнительства, которое сегодня оказывается все меньше востребованным. Автору явно не нравится шумная демонстрация блестящей техники и подменяющая глубину проникновения в музыку виртуозность. В его статьях — боль об утрачиваемой культуре и убывающей духовности».
Раздел «Рецензии разных лет» разбит с необходимой долей условности на «Пожелтевшие листки газет», «Гамбургский счет», «Симфонические этюды», «Проблемы молодых талантов», «Размышления о музыке» и главки, посвященные персоналиям: «Мой Владимир Спиваков», «Мой Сергей Терентьев», «Мой Анатолий Шевченко», «Мои Ергиевы», «Вечная музыка» Вероники Струк»...
А поэтическая часть сборника — в какой-то мере тоже рецензии, размышления о музыке, но в стихах:
Шопена, Брамса! Что-нибудь! Ни звука.
Нет музыки, и тишина — больна...
И кажется нам близкая разлука
непостижимой бездною — без дна.
О, музыка, соедини края
открытой раны, чтоб не вытекала
кровь из едва живого бытия!
Чем стала жизнь? Подобием вокзала.
Бессмысленной и шумной пустотой.
Пространством, разбазаренным бесплодно.
О, музыка — над нашею тщетой
заговори победно и свободно!..
Окунувшись в страницы «Музыки», читатель неизбежно вступит во внутренний диалог с интереснейшим собеседником, человеком большой культуры и высоких духовных поисков, позволяющих воспарить над тусклостью «едва живого бытия». В чем-то можно с Ильей Рейдерманом не согласиться, в чем-то и поспорить, но невозможно не воздать его тщаниям должного, не поблагодарить за то, что служит и продолжает служить своей любимой музыке в качестве чуткого камертона, издающего только чистейшие вибрации. А самое главное — книга может быть в дальнейшем дополнена новыми стихами и новыми статьями, ведь маэстро не оставляет стараний. Пожелаем же «Музыке» быть услышанной, прочитанной, в перспективе — дополненной и переизданной. Автору же — новых и отрадных слушательских впечатлений.
Мария Гудыма