|
В арт-кафе «Кофетория» (ул. Троицкая, 21) 8 декабря состоялось открытие первой персональной выставки журналиста Юлии Жарковой в рамках арт-проекта «Случайное чаепитие».
Культура чаепития — культура особая. Пришедшая к нам «шелковыми путями», она долгое время не могла привиться в российском быту, пока не трансформировалась настолько, что стала самобытной, российской. Русская культура широко раскрывает нам и картину подготовки к этому «священнодействию чревоугодия», и саму церемонию хлебосольного чаепития. Вспомните хотя бы оперу П. И. Чайковского «Евгений Онегин» или картину «Чаепитие в Мытищах» В. Г. Перова. Можно создать целую энциклопедию описаний чаепития в русской литературе, попутно энциклопедию фарфора, серебряных изделий, где найдут свое место и ложечки Фаберже, и масленочки Кузнецова, и морозовский чайный сервиз, созданный к бракосочетанию царя, и история создания фарфорового завода Михаилом Ломоносовым, и...
Да кто не помнит это щедрое чаепитие с баранками, вареньями, колотым сахаром, ватрушками, печенюшками, прочими сластями и вкусностями, когда душа не в силах совладать с расслабленным телом. «Все самое интересное говорилось друг другу в беседе за чашкой чая или кофе. Художник научился ловить важную мысль и мечту за краешек крыла и умел уговорить ее навечно замереть на листе бумаги, на холсте, да что там — на скале или на кусочке дерева». Так автор, Юлия Жаркова, объясняет происхождение своего арт-проекта.
А вот еще одно свойство чая знали лишь некоторые. Чай — натуральный краситель. Очень тонкий, нестойкий, но все же... седеющие красавицы от мытья до мытья чаем придавали природный оттенок волосам. Чаем делали «отмывки» архитекторы с давних времен. До сих пор поражает тонкость исполнения проектов дворцов старыми мастерами. Какая четкость, какая прозрачность, какие цвета!
А что уже говорить о студентах Одесской академии строительства и архитектуры. Тут сам Бог велел и прогресс постарался. Спитой пакетик чая «Липтон», и вперед — к постижению тайн профессии и созданию очередного курсового шедевра! Во всяком случае, журналист «Одесса Дейли» Юлия Жаркова, архитектор по образованию и знаток чаепитий, успешно усвоила все свойства данного продукта. Между чаем утренним, чаем на обед и вечерним чаем расстояния огромные, заполнить их лучше всего творчеством, тем более, что остается субстанция, которую можно использовать.
Юлия делится секретом, что для «чайной графики» необходим «ну, уж очень крепкий чай». Итак, портреты подруг, выполненные в стиле «чайной графики», заставили Юлю вспомнить, что она выросла в творческой семье. В доме художника Маргариты Жарковой (Риты Ануфриевой) проходило ее детство. Там состоялись первые «квартирные выставки», там вели споры об искусстве и творчестве философ Евгений Жарков, художники Виктор Маринюк, Люсьен Дульфан... а Юлия — художник в четвертом поколении!
Ее работы поражают безыскусностью, которая воссоздает первичные, почти детские впечатления («Скамейка под снегом» и «Скамейка»), но, вглядевшись, ты понимаешь, что автор хорошо знаком с процессами, происходящими в мировом изобразительном искусстве. Умение медитативного погружения в себя, умение передать первое впечатление — поражает. Кто из вас не любовался бабочкой, улиткой, ползущей по скамейке? Юля выразила именно это состояние узнавания, опознавания. А какие великолепные у нее коты! Малюсенький набросок цветными карандашами — и во всей красе радужный и радушный хозяин дома приветствует вас.
Мир ее души — сложный, ранимый, бесхитростный, существующий по евангельской заповеди «будьте как дети». Не странно, что на этой «вкусной» выставке было так много детей. Это будущие художники уже в пятом поколении! Атмосферу праздника дополняло звучание джаз-трио Виталия Фесенко, виртуозно исполняющего свои композиции. «Случайное чаепитие», если оно продумано таким профессионалом, как арт-менеджер Маргарита Сюй, может произвести неизгладимое впечатление.
Галя Маркелова