|
Музей современного искусства Одессы (Французский бульвар, 8) открыл кураторский проект Мирослава Кульчицкого «Сценарии будущего-2», который будет работать до 11 декабря. Напомним, что первая попытка спрогнозировать будущее средствами современного искусства состоялась в том же зале в октябре и получила большой резонанс — о ней написали даже столичные СМИ.
— Проект посвящен будущему, некоторым его аспектам — социальным, экономическим, политическим, — говорит Мирослав. — Без трезвой оценки того, что видим в настоящем, невозможно дальнейшее развитие.
Как оказалось, прогнозы на будущее авторы дают отнюдь не мрачные, что бы там ни говорили о грядущем конце света. Несмотря на страшилки, связанные с глобальным потеплением, художник Дмитрий Дульфан представил работу под названием «В будущем идет снег». Соль, чуть приукрашенная блестками, здесь исполняет роль снега, для пущей убедительности — крупная солевая снежинка (удалось посмотреть, что сделана она на проволочном каркасе), и трогательное стихотворение: «Снег пришел, словно будущий день. Сядем выпьем рюмку теплого глинтвейна». Интересно, что куратор подталкивал автора к созданию некоего консервированного снега в банке, дескать, в условиях глобального потепления снег станет дефицитом. Но автор не поддался давлению, он смотрит в будущее с большим оптимизмом...
Ирина Бережко в своей инсталляции «Katharsis ante Exodus» («Очищение перед Исходом») как раз и показывает, что от внешних установок, продиктованных рекламой и прочими навязанными социумом предрассудками, стоит избавляться, пропуская оные мимо ушей. Расположенные вдоль стены гипсовые ушки соединены канатиками с кучками песка. Художница признается, что воспринимает мир преимущественно при помощи слуха, для нее очень важно звучащее слово, а песок — сугубо одесский материал, так все и сложилось. Вдоль череды ушек расположены цифры «33», «1492», «1999», «2012», ведь с течением времени не меняется ситуация, когда что-то упорно вкладывают нам в уши извне, а лучше бы оно уходило в песок, душу и мозг следует держать в чистоте.
А вот произведение художника Bondero (в миру — Вадим Бондаренко) под названием «Жизнеобеспечение»: кукла-реборн, якобы очень похожая на младенца, соединена проводом-пуповиной с ноутбуком. Суррогат материнства! Неужели именно это нас и ждет? Не хотелось бы верить... Александр Венецкий своим объектом «Отсчет начат» предсказывает некий подарок человечеству от Америки: рукавицы с изображением флага США словно преподносят елочную гирлянду. Менее оптимистичен Роман Громов со своей «Пандемией» — снова ноутбук, но сплошь покрытый «серебрянкой», и так же обработанный пистолет, то ли вирус их поразил, то ли так от вируса спасаются, трактовок может быть, по меньшей мере, несколько...
Игорь Гусев — непобедимый оптимист. Есть в предыдущей части проекта он демонстрировал «Обещания для рыб», издеваясь над предвыборными лозунгами всевозможных кандидатов, то сейчас работой «Такое светлое будущее» он позволяет зрителю быть оптимистом, но — в заданных рамках:
— Вот три двери, на них подсветка — тигры в цирке ведь прыгают в горящие кольца, и людям тоже требуется свет для нахождения пути... Стекла в дверях нет, внизу дерево, то есть пропускают не до конца. Одна дверь шире других. В общем, свет какой-то есть в будущем и выбор какой-никакой тоже, только основные параметры предопределены заранее.
Цифровая печать на алюминии — такой технике отдает предпочтение молодой художник Степан Рябченко. В его «будущем» тоже совсем не так плохо, светит голубое небо, жизнерадостно резвятся разноцветные существа, подобные не то игрушкам, не то конфеткам да бараночкам.
Шок и скандал обеспечил проекту его куратор и участник Мирослав Кульчицкий, создавший довольно-таки хулиганский объект — нечто замотанное скотчем, сквозь который проглядывает корпус мобильного телефона, и пышное название: «Самодельное взрывное устройство, примененное при проведении террористических акций в Одесском метрополитене (копия)». Нет, такой метрополитен нам не нужен! Не будем его строить. А вот дети и снег в Одессе пусть будут настоящие, причем первых больше, чем второго: уж очень сложно передвигаться по городу при самом скромном снегопаде...
Мария Гудыма. Фото Олега Владимирского