|
После отшумевшей в 2010 г. юбилейной, 40-й, «Молодости», наступило затишье. Дело не в том, что нет больше прохода звезд по красной дорожке. Все, и в первую очередь конкурсная программа, стало серым и вымученным. Хотя в 17 внеконкурсных программах были вполне достойные фильмы.
Чувства, которые вызвал фестиваль, это досада и ностальгия по ушедшей (надеюсь, не навсегда) «Молодости». Бог с ними со звездами, хотя встречи с Софи Лорен, Катрин Денев, Жераром Депардье, Фани Ардан, Софи Марсо, Кристофом Ламбертом и другими — это события незабываемые.
Но не принесла удовлетворения конкурсная программа, а это уже странно. Понятно, что на помпу и звезд, на солидное международное жюри не хватило денег, потому что те, кто мог бы профинансировать столь значимое и престижное для Украины культурное событие, предпочли вкладывать деньги в политические игры. И хотя разных спонсоров было много, а результат? Видимо, с миру по нитке не всегда хватает на нормальную рубашку.
Непонятно другое. Как отбирались фильмы на конкурс? В прошлом году, когда уже исчезла пресловутая «красная дорожка» и открытие фестиваля проходило в неуютном кинотеатра «Киевская Русь», конкурсные фильмы были один лучше другого. А в нынешнем, увы...
Хотя, справедливости ради, надо сказать, что 3-4 фильма в полном метре оставили хорошее впечатление, но и они не представляют собой нового слова в кинематографе.
Например, фильм «Улыбайтесь» Русудан Чкония, получивший высший рейтинг зрительских симпатий среди полнометражных фильмов. В этой трагикомической истории через призму конкурса «Грузинская мама-2012» показана жизнь в Грузии эпохи Саакашвили.
Большое впечатление произвела профессионально снятая и замечательно сыгранная картина австрийского режиссера Умута Дага «Наложница». Убедительная история, в которой восточные семейные ценности входят в противоречие с европейским образом жизни, никого не оставила равнодушным. Сыгравшая в этом фильме главную роль очень красивая актриса Бегьюм Аккая получила специальный диплом за актерское мастерство. В рейтинге зрительских симпатий фильм занял второе место среди лент полного метра.
И еще один многострадальный, но симпатичный фильм не обратил на себя внимания жюри. «Многострадальный» потому, что он застрял на таможне, его демонстрация переносилась дважды, пока, наконец, не состоялась в неурочное время. Речь о фильме «Семь жимов до рая» Мадса Маттисена (Дания). Эта лента рассказывает о культуристе, находящемся под каблучком своей миниатюрной мамаши. Ему легче преодолеть вес штанги, чем деспотизм мамочки. Но, в конце концов, парню удается вырваться из властных ручек и уехать в Таиланд, где он сможет найти себе жену.
Какие же фильмы пришлись жюри по вкусу?
Лучшим полнометражным фильмом «Молодости»-2012 была признана картина «Гони бабло!» режиссера Адама Леона (США). Актер Тай Хигсон, сыгравший в фильме главную роль, был также отмечен специальным дипломом за актерское мастерство.
Это история граффитчиков из Бронкса, которые весь фильм, попадая в разные забавные и не очень ситуации, ищут денег на свершение громкой акции: они задумали расписать символ Нью-Йорка — Большое яблоко. Картина милая, но незатейливая, в духе Вудди Алена, у которого Адам Леон несколько лет работал ассистентом.
По итогам всех трех конкурсов — студенческих, короткометражных и полнометражных фильмов — приз зрительских симпатий (камера) достался короткометражному (З’8») фильму из США «Тайная слеза» режиссера Карла Фогеле — о последнем пути рыбки (от базара до сковородки), поющей самой себе реквием.
В категории «Лучший дебютный короткий метр» (первая работа, снятая вне учебных заведений) победил фильм «О, Вилли» Эммы де Сверф и Марка Джеймса Роллса (Бельгия, Франция, Нидерланды).
В конкурсе студенческих короткометражек приз и денежную премию за лучшую студенческую работу разделили фильмы «Возвращение» режиссера Шая Леви (Израиль) и «Дорога на...» Таисии Игуменцевой (Россия).
«Дорога на...» — это отлично снятая, замечательно сыгранная, уморительно смешная, а по сути очень глубокая лента о молодом человеке, который выплескивает свою неудовлетворенность жизнью единственным доступным ему способом. По ночам, вырядившись как на праздник, поливает отборной бранью жильцов окрестных домов, а вызвав «огонь на себя», избитый уходит домой, удовлетворенный тем, что послал всех мирных обывателей на...
На Каннском кинофестивале Игуменцева за «Дорогу на...» получила главный приз программы «Синефондасьон» и 15 тысяч евро. А в родном ВГИКе, где ее работа была представлена как дипломная, ей «с трудом» натянули «четверку».
В этом году завсегдатаи «Молодости» не досчитались жюри киноклубов — FICC. Да и традиционную ежегодную премию им. Ива Монтана, которую присуждало Французское посольство лучшему актеру или актрисе, заменили вышеназванные дипломы.
Странно и то, что на церемонии закрытия фестиваля, не прозвучала награда, которую ежегодно выносило специальное жюри, судящее гей-лесби программу «Солнечный зайчик». Хотя традиционная программа о нетрадиционной любви вместе с подиумной дискуссией в этом году заняла на фестивале большое место, что представляется явным ответом на обсуждение в Киеве законопроекта о запрете пропаганды гомосексуализма.
Приз жюри большой Национальной конкурсной программы короткометражных фильмов получила Антонина Ноябрева за фильм «День независимости».
Жюри кинопрессы — FIPRESCI признало лучшим лирический фильм «Прекрасная долина» Гадара Фридлиха (Израиль—Франция) об изживающих себя кибуцах.
Экуменическое жюри из фильмов короткого метра также одобрило «О, Вилли», а в полном метре — голландскую ленту «Хемель» Саши Полак.
А что же Гран-при? Кому достались «Золотой скифский олень» и 10000 долларов США?
Они достались фильму «L» греческого режиссера Бабиса Макридиса, получившему самый низкий балл в рейтинге зрительских симпатий (3,1).
Высшую награду фестиваля дали скучной, отвратительно снятой, с плохой актёрской, операторской и монтажной работой, но зато претенциозной картине. Фильм этот — бесконечный ряд сюжетных ребусов. Единственное, что смогла разъяснить недоумевающим зрителям продюсер фильма, это его название: латинская буква «L» — то же самое, что русская «У» на стекле автомобиля (за рулем сидит ученик (Learn).
Какие уроки можно извлечь из мутной абракадабры сюжета — неясно. Также неясно, чему учит жизнь героя фильма — шофера, который умышленно разбив автомобиль, в котором почему-то жил (хотя есть семья), пересаживается на байк, затем на велосипед... Последний способ его передвижения — на четвереньках...
Подоплека выбора стала понятна из выступления на закрытии фестиваля главы международного жюри, венгерского режиссера Золтана Камонди. Кто такой этот Золтан Камонди весь фестиваль гадала вроде бы продвинутая в кинематографии публика.
На церемонии закрытия эпатажный венгр устроил присутствующим экзамен: «Поднимите руки, кто знает Антонена Арто! Что, никто не знает?». Далее З. Камонди и устроил 20-минутный ликбез на тему. Антонена Арто — апологета театра жестокости, который имеет отношение к греческой бездарной поделке, лишь потому, что она вызывает жестокую скуку.
Своим коллегам по жюри напористый венгр заявил, что давать премию надо тому фильму, который в рейтинге зрительских симпатий получил последнее место.
Вечер закрытия стал последней жирной точкой в списке разочарований, которые принесла 42-я «Молодость». Но ставить точку в истории этого замечательного фестиваля не хочется, и нет оснований. Надо надеяться, что МКФ «Молодость» приобретет второе дыхание.
Елена Колтунова