|
В Одесском академическом театре музыкальной комедии им. М.Водяного 16, 17 и 24 ноября в 18.30 состоится премьера — «Хаджибей, или Любовь к 3000 апельсинов».
Авторы либретто Игорь Лосинский и Ян Гельман так обозначили жанр своего опуса: «шалость». Насколько шаловливыми оказались тискающие «клаву» ручонки кавээнщиков, предстоит сделать вывод публике. Все непросто! И даже не по той причине, что в спектакле не будет оказано почтения августейшим особам. Вспомните-ка: «Мне не смешно, когда маляр негодный мне пачкает мадонну Рафаэля. Мне не смешно, когда фигляр презренный пародией бесчестит Альгьери», — в чьи уста вложил эту сентенцию веселый Пушкин? А кто там у него, слушая пародию на музыку Моцарта, веселится от души? То-то. Нешуточная фишка в том, насколько талантлив пересмешник…
Кавээнно-джентльменский юмор одесситов, востребованных и Москвой, понятно, не нуждается в рекламе. «В начале славных дел», помнится, у них выходили вещицы даже блистательные: например, когда перестроечный «Огонек» опубликовал их «Рецепт революции в отдельно взятой стране», вся страна, тогда еще необъятная, корчилась от смеха. Смеясь пересмотреть прошлое никогда не лишне.
Вот что рассказал журналисту «Вечерки» о готовящемся спектакле его постановщик, заслуженный деятель искусств России Георгий Ковтун — режиссер изобретательный и дерзкий, которого тоже рекламировать не приходится: в Одессе это — «Ромео и Джульетта», «Кентервильское привидение», «Силиконовая дура», «Девушка и Смерть», «Вий», «Степан Разин»…
— Самое страшное, — считает Георгий Ковтун, — это в Одессе ставить спектакль об Одессе. Я одессит в пятом или шестом поколении. И знаю, что одессит любого поколения всерьез полагает, будто Одесса такова, какой именно он ее увидел. Сложно представить на сцене такую Одессу, которую дружно приняла бы публика!
Да еще и материал постановки написан кавээнщиками. Специфика их творчества — эстрадная, а не театральная. Спектакль приходится ставить на основе реприз. Надо искать особенные сценические ходы. Пусть будет спектакль-лубок, спектакль-раек, анекдот, шалость. В духе серии Жана Эффеля о сотворении мира и человека. Современный анекдот на историческом фоне, нечто в духе народных анекдотов про Чапаева. Задача в том, чтобы не свести действо к «Девяносто пятому кварталу». Чтобы состоялся театральный, а не эстрадный спектакль.
Занята вся актерская труппа, весь балет, весь хор. Не будет никакой исторической детализации. Не будет названий улиц, не будет «одессизмов». Вообще, странно было бы изучать историю и краеведение на материале мюзиклов.
Ну, что ж, будем ориентироваться на классику, ведь в истории театра есть незабываемый прецедент — вахтанговская «Турандот»…
«А в чем же у нас скажется специфически одесская составляющая?» — спросила я у режиссера. «Не знаю… наверное, в трех базовых составляющих: авторы, режиссер, труппа», — засмеялся Георгий.
Загвоздка спектакля, считает его постановщик, в том, что для него не написали оригинальную музыку, а будут использованы отрывки из произведений Ж.Бизе, И.Кальмана, Ф.Лоу, Ф.Легара, И.Штрауса, И.Дунаевского. Эта «музыкальная окрошка» прилагается к набору анекдотических сюжетов и, в предлагаемом контексте, неизбежно приобретет оттенок пародийности. «За что меня, конечно, кто-то будет громить!» — предсказывает режиссер. Нелишне отметить, что и главный дирижер Музкомедии, заслуженный деятель искусств Украины Вадим Перевозников, музыкальный руководитель спектакля, является строжайшим ревнителем классики и требует от режиссера чистого звучания партитуры. Надо искать музыкальный компромисс…
Рождение и становление города Одессы — канва спектакля. «Шел Суворов на Царьград и по дороге нечаянно снес турецкую крепость, — излагает фабулу Георгий Ковтун, — а снести пришлось потому, что трех прекрасных дам похитили турки, а трое храбрых юных русских кавалеров отправились вызволять дам, но их самих Суворову пришлось вызволять из переделки. Суворову в ходе баталий разрубят штаны, а Янкель никак не сошьет новых, потому что дефицит мануфактуры, и придется Суворову побегать в юбке. А двадцать лет спустя все те же трое возмужавших друзей спасут Одессу и ее торговую честь, предложив императору Павлу Первому воз экзотических фруктов — апельсинов».
«Главное, — внушает Георгий Ковтун актерам, — не пытайтесь изображать исторический персонаж. Забудьте! Резвимся и шалим! Будем дурачиться!».
«И висеть книзу головой, и петь при этом?» — предположила я, зная, на что натаскивает молодых артистов Ковтун. «Обязательно! — развеселился режиссер. — Только голых не будет». — «Каких… голых?». — «Ну, как: Хома в «Вие»…» — «Ах, да, и Джульетта топлес». Ну, надо же. В спектаклях Ковтуна «голые» ведь поданы с таким отменным тактом, что как-то не задержались в сознании…
Сценографическое оформление придумал заслуженный художник Украины Станислав Зайцев, и такой частой и богатой смены декораций давно не было на одесских сценах, считает Георгий Ковтун. Костюмы разработала Елена Лесникова, большой мастер нарядной, броско сценичной стилизации.
«Актерские открытия будут, — обещает режиссер, в работе у которого сейчас множество новой молодежи, пополнившей труппу Театра музкомедии. — Два имени точно засветятся, а может, и больше». В спектакле заняты народные артистки Украины Наталья Завгородняя и Ольга Оганезова, заслуженные артисты Украины Аурика Ахметова и Николай Завгородний. А также Павел Коломийчук, Сергей Лукашенко, Тамара Тищенко, Виктория Фролова, Тимофей Криницкий, Денис Фалюта; лауреаты международных конкурсов Ирина Ковальская, Юлия Панченко, Руслан Рудный, Наталья Ткачук, Юрий Федорченко, лауреат конкурса «Народное признание» Владимир Кондратьев и другие.
«Кто-то будет недоволен, кто-то в восторге, и единственное, что гарантирую, это зрелищность, — предощущает постановщик «Хаджибея, или Любви к 3000 апельсинов». — Будет о чем поговорить. Принимаю огонь… и все шишки на себя!».
Тина Арсеньева. Фото автора