|
Выставка живописи известного одесского художника Сергея Папроцкого будет работать в Арт-центре «Маркоff’» (Троицкая, 7) до 3 ноября. Название экспозиции продиктовало полотно «Поиски древних символов».
Свыше двадцати работ Сергея Папроцкого, работа над которыми длилась в течении четырех лет, продолжают опыты мастера в жанре абстрактной живописи. Даже в традиционных натюрмортных и пейзажных композициях художник увлекается многозначностью пятен, плоскостей, игрой складчатых фактур, которую удобно делать акрилом. А в нынешней экспозиции абстракций, с неистовостью и свежестью восприятия (порой кажется, будто живописец еще весь в начале 60-х!) словно исследующей на древних, выветрившихся поверхностях наличие знаков, символов, посланий, складчатость достигается парадоксальным способом. Поскольку масло нынче дорого, студенты Сергея Петровича, которых он пестует в «грековке», исправно поставляют ему так называемую «фузу», остатки масляных красок со своих палитр. Получается убедительно!
Шнуровка шпагатиком на полотне, акцент в виде наклеенной монетки, доработанный маслом принт («Нервный срыв») — кто-то скажет: декор под видом современного искусства. И забавно вспоминать, что такой декор еще совсем недавно по историческим меркам казался невозможным, диким, недопустимым. В искусстве все относительно, и, как верно замечает давний друг и коллега автора выставки, живописец Игорь Варешкин, в этих работах присутствует и хороший вкус, и второй план, ведь неинтересно, когда за изображением ничего не стоит.
— Живопись, которая требует слов, — это уже как-то подозрительно: зачем слова, если есть форма, цвет, символ, пропорции? — размышляет старший научный сотрудник Музея западного и восточного искусства Сергей Ильин. — В абстрактном искусстве легко пристроиться шарлатану и прохиндею, но тут мы имеем дело с художником, который освоил обыкновенное ремесло, и для него вдруг возникла потребность делать символы, знаковые структуры, шероховатые пятна, которые глаз начинает тактильно ощупывать. Автор обретает свой язык, и не случайно одна из работ носит название «Отсечение случайностей», намекая нам: ничего случайного здесь нет. Мастер дзен, создавая свою каллиграфию, может уронить с кисти кляксу туши, но это будет оправданный художественный жест, клякса эта будет жить своей удивительной жизнью. Ее можно скопировать, но тогда она окажется мертвой, трафаретной. Я рад, что здесь сегодня много посетителей не только нашего с Папроцким поколения, здесь его студенты, они эмоционально воспринимают увиденное. Часто абстрактные работы создаются для гигантских офисов и галерей. Здесь все в камерном формате, все сомасштабно нам, людям, отсюда к этим произведениям возникает доверие. А тем, кто относится к такому искусству с опаской, советую расслабиться и поискать символы вместе с Сергеем Папроцким.
Мария Гудыма. Фото Олега Владимирского