|
С годами самобытный, узнаваемый поэтический язык Игоря Потоцкого становится все более виртуозным, оставаясь при этом естественным. Так он мыслит, так чувствует. По-другому не желает и не может...
Его стихи организуются как дыхание. Иногда легкое и спокойное, озаренное улыбкой, иногда — натруженное, с хрипотцой; порой страстное, горячее или же едва заметное, сдерживаемое благородным нежеланием выставить свою душу нагой. В последней тоненькой книжке (издательство «Симэкс-принт», 2012 год), превосходно проиллюстрированной молодой талантливой художницей Альбиной Ялозой, собраны стихи, прежде всего, о любви, без которой нет жизни, нет ничего. Но что нового можно сказать о ней? Однако изученное, казалось бы, всеми поэтами и прозаиками и даже учеными планеты вечное чувство по-прежнему таит в себе тысячу загадок. Читая лирику Потоцкого, мы пытаемся вместе с ним разгадать это чувство.
Средства поэтической речи у Потоцкого менее всего похожи на результат мучительных поисков — так органически пронизывают они ткань его удивительного языка. Разве не поражают нас его необычные образы? «Океанского сукна буду вечно помнить складки», «Звонким ливнем отутюжен за окном шумящий сад», «Я заглядывал в глаза волн», «Море ворочалось, выходя из пролога пьесы, как собачья морда из прутьев ограды», «Как неказистая метафора, твоя улыбка проступила», «И не выдохнуть мне боль по твоей былой измене...».
Эта короткая выборка из его стихотворений, можно сказать, осуществлена с закрытыми глазами. На самом деле что ни стихотворение — то неожиданные метафоры: «Но мне ты доверяешь тело, в небесный рай со мной летя»... А какая звукопись: «На языке листвы и трав из сорока дубрав». Стихи И. Потоцкого надо читать для воспитания сердца. И вы узнаете, что любовь для поэта — чувство, уходящее в космос, хотя ее земной адрес — известный всему миру город у Черного моря, колыбель поэтов и музыкантов. Что любовь есть музыка и свет в пространствах обычной квартиры — и Вселенной. Наслаждение — и мучительная боль одиночества, которое учит понимать суть вещей. Страдание от невозможности полного слияния, нескончаемое преодоление душевного несходства — и светлая радость прощения и примирения.
Вы услышите непрерывную музыку в стихах. Не просто потому, что само звучание слов ненарочито музыкально, при всем разнообразии стихотворной формы. Но и потому еще, что И. Потоцкий вовлекает в образный строй своей поэзии музыкальную тему, близкую его сердцу: «И накатывались, как волны, глаза твои, губы, плечи, руки, как накатываются валторны и виолончели тягучие звуки», «Играет прекрасная полька этюд, что течет, как слеза». Вряд ли могло быть иначе: еще в юные годы прекрасной музыкой навсегда забрала поэта в плен единственная его муза, красавица жена, композитор и пианист Людмила Самодаева.
В любовной лирике Потоцкого нет и намека на искусственный экстаз, в каждом стихотворении — поэтическая подлинность. Через любовную лирику Игорь Потоцкий умеет без всякой натяжки выразить свое отношение к современному обществу, к любимому городу, к природе, к предназначению поэта: русского поэта из Одессы со своим неповторимым голосом.
Галина Волина. г. Москва