|
Напомним, что премьера оперы Джузеппе Верди «Аида» в постановке итальянского режиссера Карло Антонио де Лючия состоялась нынешним летом в рамках первого Международного фестиваля искусств в Одесском театре оперы и балета, причем не в самом театре, а перед ним, на Театральной площади. Увы, тогда впечатление было изрядно подпорчено — у каждого солиста время от времени выключался микрофон, а иначе на площади работать невозможно. Вот меломаны и дожидались начала нового сезона, когда «Аида» пойдет в зале театра, с нормальной акустикой, на большой сцене, и будет напоминать скорее спектакль, чем просто добротный концерт в костюмах.
Музыкальный материал коллективу ОНАТОБ давно и хорошо знаком, можно сказать, что старая добрая «Аида» идет в свежих декорациях (сценограф Алессандра Полимено создала два варианта оформления — более масштабное для опен-эйра, менее громоздкое для внутритеатральной сцены).
Надо признать, режиссура итальянского гостя за рамки концерта в костюмах почти и не выходит. Вероятно, это к лучшему — уже имеем перебор с «режиссерскими находками» в опере Моцарта «Дон Жуан», которые с музыкой порой абсолютно не соотносятся. Жаль только, что во времена Верди зрители находили для себя и в сюжете, и в характерах много узнаваемого, волнующего (взять хотя бы жестоких жрецов, напоминающих своих, до боли порой знакомых кардиналов), а для сегодняшнего одесского слушателя много препон: поют по-итальянски, бегущая строка перевода — по-украински, плюс мизансцены ничего не проясняют. История любви эфиопской царевны Аиды и египетского полководца Радамеса, осложненная ревностью дочери фараона Амнерис и политическими интригами, заканчивается тем, что героя замуровывают в гробнице, а возлюбленная проникает к нему, чтобы вместе принять смерть. Их стихающие голоса поют трогательный дуэт, издалека доносятся грозный хор жрецов и причитания оставшейся навсегда без своего героя Амнерис.
Музыкальная часть, благодаря усилиям солистов, хора (не всегда оркестра) и главному дирижеру ОНАТОБ, народному артисту Республики Молдова Александру Самоилэ, во многом удалась. Балетные сцены в постановке Юрия Васюченко порадовали меньше: ведь даже сто лет тому назад попытки заставить «египтян» танцевать в профиль, как это изображается на древних росписях, вызывали насмешки серьезных балетмейстеров. Партию Аиды в два премьерных вечера исполняли Наталья Павленко и Ольга Сподарева-Перрье (осталось послушать много репетировавшую заслуженную артистку Украины Татьяну Захарчук), Радамеса пели заслуженный артист Украины Валерий Бендеров и Алексей Репчинский, в образе Амнерис предстали заслуженные артистки Украины Татьяна Спасская и Елена Стародубцева. Как безусловно удачную стоит отметить работу молодых солистов Ивана Фляка (Амонасро), Рамфиса (Сергей Узун) и Игоря Царькова (фараон). Остается предположить, что сценическую часть обогатят актерскими находками, уже не прибегая к помощи итальянского режиссера. И тогда театр, возможно, будет полон на каждом представлении «Аиды» — на премьерах, к сожалению, аншлагов не наблюдалось.
Мария Гудыма. Фото Олега Владимирского