|
Музей современного ис-кусства Одессы (Французский бульвар, 8) открыл кураторский проект Мирослава Кульчицкого «Сценарии будущего», который будет работать до 23 октября. Объединенные общей идеей мастера разных поколений постарались дать прогнозы на грядущее, основываясь на одесских реалиях. Жанры, материалы — тоже самые разнообразные. Подача — европейская, изысканная. Оптимизма маловато, но что поделаешь...
И выяснилось, что, по мнению Дмитрия Дульфана, вполне вероятны в будущем проповеди из космоса, Сергей Боголюбов предрекает засилье китайской валюты и войны за пресную воду, а Константин Малаховский — миграцию звероящеров в акваторию нашего порта.
А вот стенд с масками для подводного плавания, на стеклышках лозунги, лозунги... «Вернем страну народу», «Настав час удару» и так далее, и тому подобное. Название: «Обещания для рыб». Требую объяснений от автора. Что за надуманные политические страсти в рыбьем царстве?
— В будущем Одессу затопит, и рыбы станут нами, мыслящими существами, — фантазирует известный художник Игорь Гусев. — А может быть, мы станем молчаливыми, как рыбы, приучимся жить в воде... Прогноз на 10 или 300 лет вперед!
Этакая атмосферная живопись: начавшая свою художественную карьеру в 80-е одесситка Лариса Резун-Звездочетова видит будущее приятным: пожилая дама на пляже любуется фигурой стройного молодого человека. Эра Водолея, знаете ли...
Фотография проекта молодой художницы Марии Гончар Paper Bench, осуществленного в Москве, на арт-заводе «Флакон» — штабеля ненужной бумажной продукции в роли заборчика, бытовой постройки. Таким образом Маша предвещает кризис типографского и издательского бизнеса, вынужденную минимизацию расходов на печать и тиражей, и всё это наступит через 10—20 лет.
Еще одно фото, но уже не документальное, а отфотошопленное, на нем любимая Пушкинская напоминает кладбищенскую аллею: венки, обелиски, статуи... Это именитая художница Зоя Сокол показывает, к чему может привести увлечение маркировать венками места автокатастроф, в которых погибли люди.
— Я понимаю желание как-то отметить место, где отлетела душа человека, — говорит автор. — Но знаки скорби все больше заполоняют улицы, во дворе на Болгарской я видела уже надгробный памятник. Зачем же превращать город в погост?!
А сам куратор Мирослав Кульчицкий поместил в проекте свою совместную с Сергеем Коротуном работу «Курение убивает» — к тому идет, что надписи на пачках сигарет становятся все более и более пугающими...
Впрочем, это еще далеко не все прогнозы, проект будет иметь продолжение, на вторую его часть сделали творческие заявки другие художники, так что точку в разговоре о нашем общем будущем ставить рано. Поспешим лучше в музей и посмотрим глазами художников на грядущее, может, что-то и удастся подкорректировать... Как бы хотелось для наших правнуков комфортного климата, гармоничного общества, чистых, красивых улиц, и чтобы никакие гады близко даже не подплывали к нашему причалу! Да, и курить пусть даже не начинают.
Мария Гудыма. Фото Олега Владимирского