|
И не одни они, конечно, но ведь и вправду второй международный джазовый фестиваль Odessa JazzFest изобиловал прекрасными пианистами, в каждом составе была своя звезда у рояля. Что и неудивительно — во главе феста стоит прекрасный пианист и композитор Юрий Кузнецов!
Начинался фестиваль так: приветственные речи, «Знак Почета» одесского городского головы для директора феста Натальи Эртновой, портрет арт-директора Юрия Кузнецова работы Юлия Гальперина из рук автора — приятная и необременительная официальная часть. Начало первого фестивального дня, так сказать, «аперитив», получилось весьма поэтичным — известный джазовый музыкант и композитор Юрий Кузнецов у рояля, у микрофона — победительница фестиваля русской поэзии «Пушкин в Одессе» Александра Велич, и вместе они дают импровизационный «поэзо-концерт». Импровизирует, конечно, пианист, а Саша проникновенно читает свое стихотворение «Гений», посвященное ушедшей от нас в этом году блистательной джазовой певице Татьяне Боевой:
Помогите ему — он гений.
Он не может просить и кланяться.
Только в памяти поколений
Вы исчезнете — он останется.
Возможно, такая тенденция приживется, и со временем в программе Odessa JazzFest’а, хотя бы на вечерах импровизации, джем-сешнах (в этом году они проходили в клубе-ресторане «Бернардацци» почти до трех часов утра) появятся наряду с импровизирующими музыкантами импровизирующие поэты.
Потрясло слушателей первого дня выступление легендарного польского джазмена Збигнева Намысловского со своим квинтетом. Входящий в состав ансамбля известный польский джазовый пианист Славомир Яскулке, правда, не приехал, но молодой его коллега нисколько не разочаровал, наоборот, очаровал и техникой, и ясным джазовым мышлением. На сцену вышел юный мальчик, 17-летний Гжегож Тарвид — музыкальный вундеркинд, но уже зрелый музыкант, бывает и такое. Начиная с 13 лет он выигрывает пианистические конкурсы. Его наставник — всемирно известный джазовый пианист Анджей Ягодзиньски. То, что в возрасте 17 лет Гжегож Тарвид играет в составе 73-летнего легендарного Збигнева Намысловского, многое говорит о его таланте! Одесса, известная любовью к пианистам, награждала импровизации Гжегожа Тарвида даже более горячими аплодисментами, чем соло на саксофонах мэтра, пана Збигнева, или соло на тромбоне его сына, Яцека Намысловского. Энергия хард-бопа, этнический мелос народных польских песен плюс элементы фри-джаза, европейская элегантность существования на сцене — вот слушал бы и слушал, никакого пресыщения...
В стороне от джазовой тенденции оказались грузинско-украинский проект Asea Sool с вокалисткой Атиной Корнелиус, вокальный квартет из Южной Африки Soweto Entsha, но и эти составы обрели в Одессе своих поклонников. Однако настоящий фурор произвели, как то и ожидалось, именитые джазмены. Впервые в Одессе свой новый совместный проект с греческой певицей и пианисткой Марией Маркезини представили номинанты на премию Grammy, немецкое трио Klazz Brothers, и опять-таки здесь был пианизм на грани фантастики, причем сама Мария Маркезини также занимала место за роялем, вплетая в импровизации темы европейской классической музыки (название коллектива и состоит из первых слогов слов «классика» и «джаз»). Джазовые звезды сразу трех стран Европы — Австрии, Болгарии и Франции — входят в состав проекта Brein’s Cafe. В новом составе (Георг Брайншмид — Антони Дончев — Марио Форте) они впервые дали концерт в Украине. Правда, с контрабасистом Брайншмидом мы уже знакомы, он приезжал в наш город с легендарным валторнистом Аркадием Шилклопером, а сейчас оказался в центре легкого, виртуозного, театрализованного проекта, сочетающего мотивы парижских улиц и ресторанов, классики джаза, многое другое, щедро приправленное иронией и мастерством. Пианизм Антони Дончева (он бывал в Одессе с Анатолием Вапировым) мог бы стать предметом отдельной статьи, как и уникальный талант скрипача Марио Форте. Даже не верилось, что трио выступает на публике всего второй раз, настолько этот состав кажется «сыгранным», настолько вроде бы выверен каждый акцент, секунды, отведенные на искрометные импровизационные соло и совместные блестящие каденции... Не разочаровали и восходящая звезда итальянского джаза Кекко Форнарелли, французский коллектив «Парадокс», а завершилось все совместным выступлением двух знаковых одесских джазовых пианистов — Юрия Кузнецова и Сергея Терентьева. Возможно, на будущих фестивалях мы увидим преобладание других инструменталистов (хочется помечтать о главенстве валторны и снова увидеть и услышать в Одессе несравненного Шилклопера), но важнее, чтобы сохранялось и продолжалось главенство джаза на его улице, на его празднике — ведь внутри самого джазового направления так много интересных течений, что нет никакой необходимости называть джазом все, что угодно...
Мария Гудыма. Фото Олега Владимирского