|
В День кино, 8 сентября, на Одесской киностудии открылась фотовыставка «Сергей Параджанов. Прикосновение». Автор проекта — Юрий Гармаш (г. Киев).
Экспозиция посвящена жизни и творчеству гениального кинорежиссера. Армянин, тбилисец, он стал знаковой личностью Украины, художником, впервые после Александра Довженко заявившим украинский кинематограф в мировом культурном контексте. Его фотопортреты были в разное время сняты авторитетными кинооператорами, фотографами и режиссерами. Авторы представленных на выставке снимков — Винисио Рохас Ариас (Коста Рика), Владимир Пика (Украина), Алексей Терзиев-Царуков (Франция), а также Юрий Гармаш. Фотовыставка привлекает внимание общественности к юбилейной дате: 2014 год — год 90-летия со дня рождения Сергея Иосифовича Параджанова. Мероприятия памяти Мастера проходят в Украине уже сейчас и рассчитаны на два года.
Цель акции, подчеркнул на вернисаже Юрий Гармаш, — поддержка идеи открытия на Андреевском спуске Музея Сергея Параджанова. Активно собираются артефакты, связанные с его жизнью и творчеством.
...Интересным оказалось знакомство с киевским гостем. Юрий Гармаш — оператор-постановщик незабываемого фильма «Вавилон ХХ», режиссер-постановщик которого — кинематографический «крестник» Сергея Параджанова, актер и режиссер Иван Миколайчук.
В творческом списке Юрия Гармаша 28 кинофильмов, последняя работа датирована 2010 годом. Кино в Украине «лежит», но классный кинооператор без работы не сидит. Правда, подвизаться теперь приходится на российских телесериалах. Среди таковых у Гармаша — «Опера-2. Хроники убойного отдела», «Адвокат-2», «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво...». Кинооператор киевской Национальной киностудии художественных фильмов им. А. Довженко, член Национального союза кинематографистов Украины, Юрий Гармаш ныне преподает фотографию в Киевском национальном университете культуры и искусств.
Когда в Украине снимали кино, работать довелось и у И. Миколайчука, и у М. Ильенко. Выучка — вгиковская: в 1971 году окончил мастерскую самого Бориса Израилевича Волчка (так, вспоминает одесский кинорежиссер Вадим Костроменко, выпускник этой же мастерской, правильно звучит фамилия столпа советского операторского искусства, трансформированная затем его театральной дочерью в «Волчек», с ударением на «о»). Операторскую практику Юрий Гармаш прошел на съемках фильма «Захар Беркут» Леонида Осыки.
Неформальное общение в особняке Сан-Донато оказалось еще увлекательнее. Юрий Гармаш рассказал о своих встречах с Сергеем Параджановым — их было немного, ведь он-то был еще очень молод, а Параджанов уже прогремел в мире «Тенями забытых предков» и авангардным «Цветом граната», — но были эти встречи очень трогательны. Особенно когда юный киношник приехал в Киев с молодой женой — и так вышло, что остался без ночлега и практически без денег. Нынешним молодым непонятно, как это в гостиницу «устроиться» невозможно, и коллизию со «съездом эндокринологов» из любимого фильма «Мимино» уже приходится разъяснять. Так вот, Юрий дерзнул обратиться к Параджанову, которого до этого видел лишь однажды, чтобы помог «устроиться». И Сергей Иосифович, в квартире которого шло обычное, по-кавказски широкое, застолье, вместо «устраивать» — обустроил, усыпав цветами, молодоженам собственную спальню, а сам перекантовался на старинной раскладушке, прикрывшись пальто...
Творческая дружба связала Юрия Гармаша с Иваном Миколайчуком, которому Параджанов дал поистине феерический старт. Мечта Гармаша — реализовать давнюю задумку Ивана Миколайчука, существовавшую, по преимуществу, в устных рассказах, основанную на житейских наблюдениях: «Тысяча снопов ветра». Один из сюжетов Юрий рассказал нам, да и в «Фейсбуке» выложил. Это история о каменном кресте на въезде в родное село Ивана Миколайчука — Чорторыя на Буковине.
Валентина Левчук