|
Пятый, юбилейный, всеукраинский фестиваль русской поэзии «Пушкин в Одессе» завершил свою работу. Перед церемонией награждения жюри возложило цветы к памятнику Пушкину на Приморском бульваре, а затем в Воронцовском дворце лучших стихотворцев ожидали награды.
Центральным событием фестиваля «Пушкин в Одессе» всегда становится всеукраинский турнир поэтов. Темой турнира традиционно служит творческое осмысление участниками строки Пушкина, связанной с Украиной. На этот раз турнирное стихотворение должно было начинаться со строки «Вождю Украйны не мешает...» из поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Полтава». Предполагалось, что победитель, помимо титула Короля (Королевы) поэтов Украины-2012, будет премирован поездкой на литературный фестиваль на остров Бали (Ubud Writers & Readers Festival), входящий в пятерку крупнейших литфестов мира. Но в нынешнем году первую премию было решено не присуждать, ехать на Бали некому.
Третью премию и титул Герольда поэтов получил одессит Александр Щедринский. Вот как он выполнил турнирное задание:
Вождю Украйны не мешает танцора гиблого удел:
ведь у того внизу свисает,
над этим же висит — сто дел.
А вторую премию разделили одесситки Александра Велич и Елена Боришполец. Саша начала свое конкурсное стихотворение так:
Вождю Украины не мешает никто на свете.
Он живет за высокой стеной, как Будда.
А мы верим в сказки его, как дети,
И надеемся, что свершится чудо!
Елена оказалась лаконичной и категоричной:
Вождю Украины не мешает,
Мешает Украине вождь.
— Первую премию решили не присуждать не по финансовой причине, — объяснил член жюри, известный поэт и музыкант, основатель Ордена куртуазных маньеристов и группы «Бахыт-Компот» Вадим Степанцов. — Настолько ровный и чистый уровень кавалеров и дам, сошедшихся в ристалище, что невозможно было кого-то выделить.
Обладательницей приза зрительских симпатий была признана все та же Саша Велич. С отрывом в 350 очков она завоевала сердца аудитории.
— Это неправда, что кто-то лучше, кто-то хуже, — прокомментировал зрительский выбор Дмитрий Дибров. — Я, например, симпатизирую Кате Чудненко. Нельзя сравнивать поэтов, это как сказать, что «один трамвай идет налево, а другой — красный». Есть гамбургский счет, и авторы вправе на него рассчитывать. Главное, что фестиваль создает сферу обитания Пушкина в этом городе...
Саша Велич отличилась еще в одном фестивальном состязании. Под эгидой федерального агентства «Россотрудничество» в рамках фестиваля состоялся конкурс одного стихотворения, посвященного 200-летию Бородинской битвы. На конкурс была вынесена строка Пушкина «Победа! Сердцу сладкий час!» из стихотворения «Бородинская годовщина». Победителя впервые выбирали дети, ученики старших классов одесских школ, собравшиеся в Русском драматическом театре. Победителей оказалось три — Александра Велич, Екатерина Чудненко и Алексей Канзипаров. Все они поедут в Кировоград на конференцию, посвященную 200-летию победы России над войсками Наполеона. Ребят поздравил представитель агентства «Россотрудничество» в Одессе Юрий Диденко, посоветовав на будущее в фестивальной обстановке примирить двух великих людей, поэта Пушкина и генерал-губернатора Воронцова:
— Дерзкие слова эпиграммы Пушкина «Полу-милорд, полу-купец...» внесли распрю в отношения с Воронцовым при жизни, но в то же время спасли памятник Воронцову на Соборной площади. Когда советские чиновники безуспешно пытались сдвинуть памятник с места двумя тракторами, в конце концов было решено оставить статую, но высечь на пьедестале пушкинскую эпиграмму. Получается, поэт спас памятник!
Итак, «раздача слонов» состоялась без самого упитанного «слоника» — поездки на Бали. Наиболее титулованная участница Саша Велич решение жюри не оспаривает:
— Я одновременно и поэт, и философ, философствующий поэт. Сказано было, что поедет победитель, а победителя нет, я им не стала, так значит, все по правилам. Конечно, я люблю путешествовать и мне хотелось бы поехать на Бали, а кому бы не хотелось? Но горевать некогда. Недавно возвратилась из Коктебеля, где участвовала в джазовом фестивале вместе с пианистом Юрием Кузнецовым — он многих удивил тем, что ставил на пюпитр мои стихи, а не ноты. Музыка создаёт почву для лучшего понимания поэзии, позволяет сделать паузу, открыть душу человеческую... Скоро нам предстоят новые совместные концерты, уже в Одессе.
А руководитель фестиваля, ныне живущий в Лондоне поэт Олег Борушко интригует: условия следующего турнира будут объявлены 1 октября. Организаторы будут вчитываться в Пушкина, стараясь тщательнее выбрать конкурсную строку — во избежание дальнейших недоразумений.
— Мы никак не ожидали, что строку «Вождю Украйны не мешает...» участники станут продолжать так впрямую, с таким резким политическим подтекстом, — удивляется Олег Борушко. — А ведь мы первоначально собирались эту строку предложить для турнира эротической поэзии! Кстати, данный турнир мы отменили — настолько бездарные стихотворения были представлены, так зачем же такое проводить? Турнир иронической поэзии отменил Валерий Хаит, и я его послушался, опять-таки там был слабый уровень. Хотелось бы сделать турнир детской поэзии, но для этого нужно держать в Одессе специального продюсера, бесплатно никто этим заниматься не будет — искать таланты по школам и так далее. Предлагаю Воронцовскому дворцу подумать об этом... Но искусственно наращивать список турниров не будем, зачем превращаться в конкурс художественной самодеятельности? Достаточно, что в этом году 150 детей голосовали за победителей турнира «Гроза двенадцатого года», стоял шум, смех, гвалт, свист... Биться лбом о стену мы не собираемся.
Член жюри, известный поэт Кирилл Ковальджи в шутку предложил устроить Интернет-аукцион — кто больше заплатит, тот и победит... На самом деле, уточняет Олег Борушко, нечто подобное уже практикуется в рамках фестиваля «Пушкин в Британии» — автор продает стихотворение, получает деньги от нувориша, который ставит под ним свою подпись и посвящает, например, любимой барышне. Идея не нова, такое практиковалась еще до изобретения высоких технологий. А если серьезно, фестиваль заботится о повышении уровня, стал строже в отборе участников, и это не может не радовать. Да, Пушкин сказал: «Поэт! Не дорожи любовию народной», однако награждать откровенных версификаторов под великим именем как-то негоже. Никто не едет на Бали? Не беда. Возможно, через год объявится и достойный претендент.
Мария Гудыма. Фото Алексея Кравцова