|
Одесса знаменита династиями художников, «продолжающимися» иногда в третьем-четвертом поколении. А вот писательская наследственность сочетается с обладателями одной фамилии — Рядченко. Родившийся в Одессе Иван Иванович Рядченко (1924—1997) известен как певец моря, родного города, автор ряда талантливых стихотворений и поэм на военную тему. Его сын Сергей, одессит 1952 года рождения, утвердился на поприще русской прозы как колоритный стилист, досконально владеющий арсеналом прорисовки характеров героев, моделирования ситуаций и сюжетной занимательности. Особенно удается ему иронично-пародийная манера повествования от первого лица.
Поэтому возникает соблазн прибегнуть к оценочному единодушию регионального искусствоведения: всех художников, работавших в наших южных пределах, причислять к продолжателям традиций южнорусской/одесской школы. С добавлением определения «литературной» — имея в виду род занятий Сергея Ивановича. Но его предтечами я бы не спешил называть ни тандем Ильфа и Петрова, ни Бабеля, увековеченного недавно памятником. мне представляется, что более уместно говорить о приближенности к творческим установкам Михаила Зощенко. С той поправкой, что Рядченко-младший учитывает образовательный ценз читательской аудитории на рубеже миллениума, не теряет духовной контактности с теми, кто самовоспитывался на стадионных выступлениях поэтов, песенном творчестве Высоцкого и Окуджавы.
Правда, после распада СССР большая масса почитателей хорошей литературы и публицистики (вспомним перестройку) понемногу «подсела» на стационарную телевизионную терапию. К счастью, не поголовно. Рядченко отдает себе отчет в том, кто будет читать его прозу. Об этом, к примеру, говорят вещи, опубликованные им в одесском альманахе «Дерибасовская-Ришельевская», вышедшем уже 50-м выпуском.
И все же у Сергея Рядченко есть вещь, совсем не похожая на все, что он написал до нее и после. Это повесть в стихах «Приземление» — о службе в десантном подразделении на афганской войне. Ритмически рваные, пронизанные предельной откровенностью, неулыбчивые строки вылились на бумагу в 1984-1985 годах. А увидела свет... в 2000-м. В чем же причина столь длительного промедления автора с публикацией? Часть ответа — во втором абзаце аннотации к книге: «Приземление» найдет отклик не только у любителей изящной словесности и тех, кто обрел жизненный опыт, сходный с изображенным на этих страницах, но также у тех многих, или немногих, кто ищет мира с самим собой». И каково автору было искать мира с самим собой, когда его герой после смертельных передряг и приключений, тяжелой контузии обнаруживает, что не только «после гор город кажется ниже», но и делает деморализующий вывод:
Тут размыты границы между
жизнью, смертью, добром и злом,
дураки,
хапуги,
невежды
прут в начальники напролом.
А талантливые уныло
в разговорах свой тратят пыл.
Неужели тут так и было,
когда я туда уходил?
«У поэтов — нет ответов». И у солдат они не всегда наготове. За книгу «Приземление» Сергей Рядченко был удостоен литературной премии имени Константина Паустовского, тоже, как отца, Ивана Ивановича, воина в молодости. Суровой нитью сшиваются одежды судеб и честные книги. А писатель Сергей Рядченко, образно говоря, трудится на творческой передовой с полной солдатской выкладкой, с запасом жизненного опыта и трудной памяти. Новых творческих удач, Сергей Иванович!
Анатолий Глущак