|
Накануне Дня украинcкого кино журналист побеседовала с председателем правления Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины, режиссером, народным артистом Украины Ярославом Лупием.
Опять «радость со слезами на глазах»! «Ну, и что тут говорить, о чем тут спрашивать?» — как сокрушался герой песни Владимира Высоцкого. Читатель, надеюсь, помнит публикации «ВО» о проблемах украинского кино в номерах за 31 июля и 10 июля с.г.
«В Киеве назревает «революционная ситуация» в среде кинематографистов, — считает Ярослав Лупий. — Служба кинематографии Украины, возглавляемая Екатериной Копыловой, призванная выработать концепцию развития отечественной кинематографии, так и не удосужилась это сделать. К профессионалам кино за этим не обратилась. Из ее деятельности непонятно даже, что же такое «украинское кино». Как непонятно нам и то, почему за украинские бюджетные деньги должны снимать свои фильмы россияне Сокуров и Абдрашитов».
...Ну, если насчет революционной ситуации, то в период третьего Одесского кинофестиваля, встретившись на нем с председателем правления НСКУ Сергеем Трымбачем и секретарем НСКУ Олегом Фиалко, особенной озабоченности я не заметила. Что-то в Киеве в творческом союзе давно концептуального согласья нет. Живут киношники ни шатко ни валко, и всякий в одиночку «ладнает» свои дела. Это печально. Глядя на такое житие, тихое и невидное, деятельницы вроде Анны Герман и задаются публично вопросом: а не разогнать ли творческие союзы волевым порядком?
Нет концепции возрождения кинематографии. Вон в соседней 35-миллионной Польше, не лопающейся от сытости, в год снимают, как прозвучало на днях на открытии фестиваля польского кино, 30—35 фильмов. У нас — нет даже плана развития. Даже внятного законодательного определения нет, что такое кинорежиссер и кто такие авторы.
«Копылова, — отмечает Ярослав Лупий, — озабочена внешними эффектами: иноземных гостей на кинофестивале собрать, самой засветиться. Вроде концертной деятельности. Кинофестиваль Виктории Тигипко хороший, но он сугубо прокатный и работает на прокатчиков, а не на кинопроизводство».
...Наша беседа внезапно прерывается. Мы — посреди разора: Я. Лупий выискал спонсоров и затеял ремонт в особняке Сан-Донато, отсыревшем в отсутствие отопления на протяжении десятка лет. Ярослав Васильевич выходит и возвращается в крайнем изумлении: «Это сколько же злости надо было иметь на руководство киностудии, чтобы залезть в канализационный люк и затолкать в сточную трубу семь винных бутылок?!». Вызванная ОО НСКУ аварийная служба разблокировала сток. Дело теперь за тем, вздыхает председатель правления, чтобы руководство киностудии не повесило обнаруженную «диверсию» на союз: отношения между двумя структурами были и остаются не бархатными.
Тем временем под фундамент особняка Сан-Донато, памятника архитектуры, в котором обретается союз, хлещет вода из прогнивших труб водопровода. Тонкая труба с наростом ржавчины, открытая водопроводчиками, ломается в пальцах, словно галета. Идут раскопки под стенами особняка: где разводка?! Какой узел отключить? Сантехники в толк не возьмут. Схема водных коммуникаций киностудии куда-то канула: кажется, в последний раз ее видели при передаче «майна» создаваемому здесь ООО. Лупий просит «своих» поднять народ на ноги, обшарить все сейфы...
По инициативе Одесского отделения Союза кинематографистов с 9 по 15 августа в городе находились голливудский продюсер Анатолий Фрадис (Лос-Анджелес, США) и банкир Олег Покровский (Москва, Россия). Состоялись переговоры, связанные с восстановлением кинопроизводства. С украинской стороны участвовали Ярослав Лупий, директор департамента Фонда госкомимущества Украины, председатель наблюдательного совета ЧАО «Одесская киностудия» Юрий Никитин, новый и.о. председателя правления ЧАО «Одесская киностудия» Андрей Зверев. Гости-бизнесмены встретились также с одесским городским головой Алексеем Костусевым и представителями общественно-политических, хозяйственных и профессиональных кругов города.
Планы по возрождению профильной деятельности Одесской киностудии предусматривают взаимную ответственность сторон. Таковая для руководства киностудии не оказалась бы бременем неудобоносимым! Как заметил мне Ярослав Лупий, руководители ЧАО должны озаботиться приведением в порядок имеющейся материально-технической базы, в том числе общежитий. А на ЧАО по сей день висит проблема многострадального «Куряжа», про который не ясно, чьим же ему быть, ведомственным, муниципальным или кооперативным. Американская же сторона готова инвестировать первый взнос — 3 миллиона долларов. Обещает дать новую технику.
Для начала предусматривается «согласование и утверждение необходимой документации, включая разработку соответствующей нормативной базы; обязанности по форсированному созданию инфраструктуры, необходимой для восстановления собственного кинопроизводства Одесской студии, с последующим запуском в производство готового к старту совместного кинопроекта «Король Одессы». Контрольный срок завершения первого этапа этой деятельности — ноябрь 2012 г.». Прикидываете?! Всего ничего! Включая решение проблемы: «разобраться, кому принадлежит земля, на которой расположена Одесская киностудия, — городской громаде или государству». А разбираться надо на уровне правительства и Фонда госимущества!
Как сообщают источники, держатель 49% акций украинский бизнесмен Сергей Тарута, совладелец корпорации «ИСД» и президент футбольного клуба «Металлург», «вложивший в киностудию 8 миллионов долларов», сейчас «ничего не может сделать — его деньги заморожены». Но вроде как проявил интерес.
Впрочем, Ярослав Лупий полагает о начинании, что «эта штука реальна». При наличии, конечно, доброй воли и конструктивной работы со стороны руководства ЧАО и государственных структур...
Анатолий Фрадис родился в 1946 году в Одессе. Этот счастливчик — единственный продюсер с постсоветского пространства, работающий в Голливуде на постоянной основе. Его отец с 1933 по 1966 годы работал на Одесской киностудии, был директором 66 кинокартин, а дед вообще строил киностудию в 1919 году. В детстве Толя Фрадис снялся в кинофильме «Белый пудель» (1955) в роли хорошенького барчука. В 1970 году окончил Театральное училище имени Щепкина. Работал директором картин на «Мосфильме». В 1979 году эмигрировал в США со 192 долларами в кармане и стал продюсером, затем и главой фирмы «Aurora Entertainment».
Насколько «нашему» человеку не приходится «перебирать харчами», чтобы втиснуться и вписаться, свидетельствуют продюсерские проекты одессита. К примеру, «клубничка» «Дневники Красной Туфельки»: «Именно этот сериал, считающийся самым успешным за всю историю кабельного телевидения, кормит меня до сих пор», — без сантиментов отмечает Фрадис. Или, например, «Возвращение живых мертвецов»...
«Сегодня Украина, Беларусь и Албания — три страны, в которых есть возможность использовать высококвалифицированную рабочую силу, включая творческую, за очень небольшую для США зарплату, которая все равно гораздо выше той, что сегодня здесь получают», — так, тоже без сантиментов, отметил голливудский одессит. В Польше и в прочем бывшем «соцлагере» уже «дурных нэма», у них какой-никакой экономический прогресс наблюдается.
Что ж, как говорится, будем посмотреть. С Днем кино!
Тина Арсеньева