|
В рамках кинофестиваля с журналистами встретились кинорежиссер Михаил Ильенко и участники творческой группы его фильма «ТойХтоПройшовКрiзьВогонь» — продюсер Владимир Филиппов, молодой актер Артем Антонченко, соавтор сценария Константин Коновалов, а также кинокритик Владимир Войтенко. О представленном на фестивале фильме наша газета писала во время его украинской премьеры, в номере от 14 февраля с.г.
«Что такое для нас современная Украина и как она складывалась: рассказ о нас с позиций «мы», — так определил режиссер сверхзадачу ленты «ПрошедшийСквозьОгонь», в чем-то продолжающей мотивы его фантасмагорического фильма «Фучжоу».
После фестиваля я пошарила в Интернете и всякого начиталась. В том числе, как всыпали Михаилу Ильенко некоторые журналисты вот за эту позицию «мы». Обвинили его, ни много ни мало, в трансконтинентальных этнических притязаниях и в амбициях украинизировать ирокезов. Ну, я немного утрирую формулировки, но суть передаю верно.
То, что «трансконтинентальный» персонаж Ильенко — перекати-поле, несомое ветром истории, и что скрытый, не напоказ, пафос его жизни — сохранить чувство собственного достоинства в предлагаемых историей обстоятельствах, обвинители режиссера как-то недоглядели. В самом деле: ну, каким злым москалям обязан своими забавными и трогательными, авантюрными злоключениями «австро-венгерский» Орест из «Фучжоу», сумевший благодаря жизненной цепкости пустить корни в Америке?! Где там у Михаила Ильенко антирусские аллюзии? Но именно в этом ключе склонны рассматривать некоторые критики позиционирование себя режиссером как этнического украинца...
Тут многое сложно сплелось и политизировано. И «оранжевая» команда немало постаралась для сложения «двух Украин», и сегодня спекуляции продолжаются. Но может ли быть русофобом кинорежиссер, родившийся в Москве, учившийся во ВГИКе у выдающегося Михаила Ромма и признавшийся нынче на пресс-конференции, что испытывает ностальгию по Москве, которая, увы, неузнаваемо изменилась? И по тому кинотеатру, в который школьником убегал прогуливать уроки и в котором теперь многочисленный и благосклонный зритель увидел фильм «ПрошедшийСквозьОгонь». А вот ощущать себя именно украинцем, позиционировать «нас» — это, с точки зрения противников Тягныбока, видите ли, неприлично. Как всегда, в запале политической полемики у нас кое-кто с водой выплескивает ребенка...
Я не зря упомянула Тягныбока: в последние годы жизни приверженцем идей «Свободы» был старший брат Михаила — кинорежиссер Юрий Ильенко. Но, во-первых, мы здесь не слышали его высказываний по национальному вопросу, чтобы их анализировать. Во-вторых, брат брату — не клон.
Вот формула автора «ПрошедшегоСквозьОгонь», высказанная в интервью столичным СМИ: «Фильм предлагает зрителю национальную самоидентификацию, без истерик, без вызова: просто это украинское кинo. Язык дан человеку не как оружие, а как строительный материал, способ объясниться», — чего ж вам боле?!
И главный вопрос тут, в конце концов, таков: а нужен ли Украине — украинский кинорежиссер? Который, без судорог ущемленной «свiдомостi», но с любовным, слегка печальным, юмором, умно и тонко, пытается засвидетельствовать киношное «имхо» в деликатном вопросе национального самоопределения...
Я тоже не стану впадать в истерику и утверждать, что все, снятое Михаилом Ильенко, безусловный шедевр: так не бывает. И у Триера, которым сегодня божатся-клянутся, есть шедевр, есть просто хорошие фильмы, есть невнятные и есть даже маразм. Достаточно того, что Михаил Ильенко — хороший режиссер и что шедевр (не побоюсь этого слова) в его активе имеется. И есть потенциал для создания отличных фильмов, которые, содержанием и стилем кинематографического мышления, позиционировали бы в мире именно Украину, с ее достоинствами и изъянами, с ее, как ни верти, фантасмагорической природой, родившей Михаила Булгакова...
Виртуальный мир, воссоздаваемый на экране Михаилом Ильенко, — это маркесовская Ойкумена. С украинской этнической составляющей. Да что ж это — Маркес!.. Украина гораздо раньше произвела на свет Гоголя. Правда, великий русскоязычный украинец тоже стал, посмертно, жертвой нападок национально озабоченных спекулянтов. Но людям нормальным и толерантным в обостряемом ныне «языковом вопросе» разве не ясно: куда же нам деться от своего и как же своим — не гордиться, если даже и культовый Дэвид Линч привозит из США в Москву свои иллюстрации к «Петербургским повестям», а его Лора Палмер подозрительно смахивает на Панночку?! Так вот, как художник Михаил Ильенко обретается именно в этом плодотворном культурном потоке — в карнавальном гротеске, привнесенном в русскую культурную традицию — Гоголем.
Иногда Ильенко-режиссеру тесновато в формате «час двадцать» для донесения идей и воплощения фантазий. В «ПрошедшемСквозьОгонь» это чувствуется. Есть сценарный план 4-серийной телевизионной версии, есть массив отснятого материала. Увы: ни национальные, ни интернациональные телевизионные каналы Украины не проявляют интереса! А мне, по правде говоря, печально наблюдать логотип «Артхаус Трафик» на иных претенциозных графоманских короткометражках «молодых». Почему бы не взять в разработку проект Михаила Ильенко, оригинально мыслящего профи?! Оттого, должно быть, что дилетантство развернулось в нашем хилом кинобизнесе широким фронтом и залихватски сбрасывает «стариков» с корабля современности?..
«Актерский «парк» в Украине огромный, — констатировал на пресс-конференции режиссер, — его хватило бы, если бы Украина снимала, как во времена бума кинопроизводства, 30 прокатных фильмов в год плюс еще 30-40 телевизионных».
...Излюбленные сюжеты нынешних наших «митцiв» и журналистов, считает Михаил Ильенко, закрепляют в массовом сознании разрушительную модель: «У нас передозировка депрессивными, слезогонными сюжетами о персонаже, у которого опять «ничего не вышло». Я хочу рассказывать не о короле, лишенном королевства, а о человеке, который сумел стать королем. Нужен лидер!».
Про то, как сам режиссер преодолел депрессивную ситуацию: затянувшуюся на целых пять лет съемку своего фильма, с неоднократным вынужденным обновлением съемочной группы, когда у кого угодно какая угодно идея могла перегореть, — про это можно прочесть в Инете. Разве не авантюрна, по-веселому и по-страшному, история кругосветки Михаила Ильенко на девятиметровой яхте «Купава» вместе с друзьями-спортсменами: капитаном Юрием Бондарем, штурманом Андреем Зубенко и рулевым Валерием Деймонтовичем? Но на то Ильенко и киношник, чтобы о фильме думать прежде всего: высадившись в Аргентине и сняв для «ПрошедшегоСквозьОгонь» кадры Анд, путешественник вылетел в Киев...
На пресс-конференции он показал нам удостоверение моряка и заявил, что теперь уж не пропадет: чуть что — наймется в Одессе на сухогруз.
Сейчас Михаил Ильенко готовит съемки фильма «Толока» по мотивам поэмы Т.Шевченко, но: «Временное пространство этого фильма будет начинаться во времена казачества и заканчиваться после Чернобыля. Этот фильм будет очень социальным. Это активное вторжение в настоящее».
Тина Арсеньева.