|
«Пикет у райадминистрации!» — «Пикет у мэрии!» — взахлеб оповещают информационные агентства об очередном демарше «художников Горсада». Попробуем расставить точки над «i»...
Торговцы в храме
Жили-поживали со времен горбачевской перестройки в Горсаду на Дерибасовской бедные и бескорыстные художники-любители. Собственно, поживать там, как и на московском Арбате, как и на киевском Андреевском спуске, они активно принялись именно тогда, когда возникла перестроечная эйфория прав на свободную продажу чего бы то ни было. Но потом нахлынула в Горсад торговая лоточная братия, которую служители горсадовской музы тут же презрительно прозвали «седьмым километром»: торговцы фабричной бижутерией, сувенирными чашками-тарелками и прочим, кто во что горазд.
Происходит это не первый год на глазах у всего города, в двух шагах от мэрии. Говорили жрецы искусства на эту тему и с бывшим городским головой, и с его замами, и с нынешним городским головой и его замами. Не место, мол, на вернисаже под открытым небом вульгарной лоточной торговле...
А в марте прошлого года директор парка Шевченко, чьим филиалом считался Горсад, Александр Гашков потребовал от лоточников и от сидящих здесь со своими опусами художников заключения договоров на аренду территории из «среднепотолочного» расчета — по 119 грн. за квадратный метр. Это вызвало протест аматорской братии, вылившийся в пикетирование районной администрации, затем и мэрии.
Чиновники (тогда — Н. Балан и В. Максимович) явились пикетирующему народу. Договорились разметить в Горсаду неприкосновенные «авторские» места. Дружески вменили пикетчикам и в дальнейшем, как и до сего дня, заниматься благоустройством Горсада за счет средств художников.
Но воз бижутерии, как легко заметить, и ныне там. «Наезд» директора парка мэрия нейтрализовала. И прочие эскапады такого рода упредила, переподчинив Горсад Приморской райадминистрации. Правда, долгонько переподчиняла: передали на баланс уже при новой власти, 16 июня сего года.
Да только пикеты на этом не кончились. Опять встала проблема овец и козлищ, художников и «лжехудожников» (см. «ВО» от 2 августа). Последний по времени пикет у мэрии, на прошлой неделе, почему-то оказался в поле пристального зрения Одесской областной организации партии «Наша Украина», чей руководитель пресс-службы и распространил о нем информацию. С приложением фотоснимков, на которых лозунги в руках пикетчиков — как про лжехудожников, так и вовсе не в тему: «Гурвиц — да, Куренной — да, лжецам — нет, Одессу не обманешь!».
А прилагаемое к сему «обращение к общественности города» вконец озадачивает. До нас, мол, товарищи, в пикеты по поводу Горсада выходили некие шантажисты. Новые, мол, власти нам — отцы родные, а лжехудожники врут, что у Горсада с властями конфликт. Вот те раз. Год назад пикеты были заявлены как дружные протесты художников-аматоров (так позиционируют себя экспоненты Горсада, хотя, если быть точными, среди них далеко не все — самодеятельные). Видно, и овцы, того... слегка бодаются между собой?
Что говорим и что имеем
Те, кто продает творения своих рук в Горсаду, объединены в две некоммерческие общественные организации: общество декоративно-прикладного (подразумевается — самодеятельного) искусства «Художник» во главе с Валерием Папушей и общество живописцев «Творчество», возглавляемое Валентином Бородаем. Сегодня именно В. С. Бородай почему-то категорически отрицает участие художников в прошлогодних пикетах.
...Год назад во время пикетов много беседовала я с экспонентами Горсада. «Мы ищем здесь общения!.. Картина — не товар!.. А торговли ширпотребом здесь быть не должно! Здесь сидят со своими этюдниками пенсионеры, а не торговцы!..». Тогда как раз слушок пошел, будто горисполком (хозяин все же горсовет, а не товарищества «Художник» и «Творчество») задумал вообще Горсад «очистить». Взрывом негодования встречали аматоры само предположение о том, что они могли бы передислоцироваться и на Соборку, и на бульвар Искусств...
...Тогда же, ровно год назад, встретилась я и с председателем общества «Художник» Валерием Папушей. И услышала от него такую цифирь, что ну и ну. Судите сами. Оказывается, «Художник» насчитывал на тот момент 277 человек! («Творчество» заявлено сегодня в количестве 165 человек). Правда, побывав тогда же на общем собрании «Художника», я насчитала человек тридцать. Но, если верить В. Г. Папуше, эти почти 300 членов организации исправно платят членские взносы по 120 грн. с человека в год. Вот это дисциплинка! А в Одесской организации Национального союза художников (профессионалов) плачутся, что со многих 24 гривни в год не «скачать»...
Оказывается, по договоренности с горисполкомом художники Горсада якобы еще и дворнику платят 350 грн. в месяц. В августе 2002 года, по просьбе Жовтневой райадминистрации, собрали ко Дню города «посильную» помощь — 40 тысяч гривень на укладку тротуарной плитки в Горсаду! В 2003 году, по просьбе Приморской райадминистрации, затратили ко Дню города на благоустройство 5 тыс. гривень.
Правда, судя по заявлению зампреда городского головы Владимира Куренного, эти подвиги художникам Горсада мэрия не зачла: документики, мол, на все затраты требуются. Каюсь, и я год назад в беседе с Валерием Папушей насчет документиков упомянула... А как же насчет налогов?
Лет пять назад брала я консультацию у налоговиков: пользуются ли льготами художники? Увы, нет. А налогообложение тогда было драконовское — прогрессивное. «А как насчет Горсада?» — поинтересовалась и услышала в ответ: «Горсад у нас не определен как место продаж, это выставка».
Я и прикусила язычок. И держала его прикушенным все время, пока у мэрии бушевали пикеты из Горсада. Потому что представлялось мне — не там чиновники проблемку-то ищут. Но очень не хотелось, чтобы «благодарные» обитатели Горсада обвинили меня в доносительстве!.. Однако ныне, когда у нас учрежден спасительный фиксированный налог в 13% для физических лиц, не пора ли назвать вещи своими именами?
Вся Одесса знает, что Горсад — место продаж. Бижутерии, матрешек, кружек с надписью «Маша-Даша» (как выразился в «обращении к общественности» Валентин Бородай), а также картин, ювелирки и ручных поделок. Однако наши граждане, постоянно сетующие на беззаконие властей, сами не очень-то торопятся стать законопослушными. Оправдываются тем, что «художники социально не защищены». А вчерашний педагог, которая, купив патент, торгует с лотка лифчиками по 6 грн. за штуку, — она защищена?.. Много ли продает за день?..
Посему я в лоб спросила председателя общества «Творчество»: а не сложились ли между экспонентами Горсада (я уж не говорю о лоточниках!..) и чиновниками мэрии, как бы это сказать поделикатнее, неуставные отношения? Как это умудрились создать проблему там, где вопрос выеденного яйца не стоит? Валентин Степанович аж подскочил и крестным знамением себя осенил: «Никому ничего не отстегивали и не собираемся! Картину подарить — это от души, и это не взятка».
Не борись с базаром в Одессе
Меж тем чиновники мэрии мудрят, успокаивая пикеты. Создали некий худсовет во главе с начальником своего управления культуры Татьяной Устенко. С участием председателя правления ООО НСХУ В. Кабаченко (ему своих «союзных» проблем мало!) и скульптора М. Ревы... Этот третейский суд будет отсматривать продукцию Горсада на предмет авторской, а не фабричной рукотворности...
Это, стало быть, через худсовет будет проходить порядка 450 человек? И как часто он будет заседать? Сколько времени сможет уделить профессионал с международным статусом Михаил Рева, чтобы выносить вердикты аматорам? Наверное, надо будет фотографировать утвержденные худсоветом работы, а потом сличать по снимкам продукцию Горсада?..
Лукавят чиновники. Ох, лукавят. Оставляя отношения с экспонентами Горсада, как ни верти, неуставными, то есть вне правового поля.
А все проще простого. Определите Горсад как место продаж. Пусть каждый, выставляющийся там, пройдет соответствующую регистрацию как физическое лицо и вносит в бюджет единый налог или плату за патент. И всем хватит места под солнцем: и продавцам бус, и продавцам (да-да) картин, с которых, помещенный в чьи-то мясистые длани, среди зеленкою мазаной листвы, глядит тщедушный Дюк. А кто-то найдет там и настоящую живопись пока еще не известного творца... На всякий товар свой покупатель.
Только не надо Горсад «очищать» и кого-то, кто там уже обосновался, «не пущать». Глупо бороться с базаром в Одессе, чей образ жизни сроду «купи-продай». Если «стихийный рынок» возник, значит, потребность в нем у населения. Дело властей — упорядочить его. И не поборами «на благоустройство». Плиточку стелить и дворников оплачивать — это не лоточников забота, а городской власти. Мэрия прославится как меценат, если не станет брать с горсадовских авторов рыночный сбор: все-таки товар у них не первой необходимости.
Тина АРСЕНЬЕВА.